Руководитель и коллектив: приоритеты взаимодействия 1ч

719
Руководитель и коллектив: приоритеты взаимодействия 1ч
Огарков Владимир Федорович
эксперт ЭС “ACTUALIS“, автор ряда изданий Цифрового издательства “МЦФЭР-Казахстан”, к. м. н, доцент, г. Караганда
Одно из направлений реализации Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2011-2015 годы – совершенствование системы управления здравоохранением.

Анализ качества работы первых руководителей медицинских организаций, проводимый выборочно как у нас в стране, так и за рубежом, свидетельствует о том, что дефицит управленческих компетенций у руководителей учреждений здравоохранения пока еще высокий. Наиболее уязвимым оказалось управление финансами и качеством. Проблемы возникали и с умением формировать команду для достижения желаемого результата, и с управлением проектами.

Личностная эффективность

Некоторые исследователи считают, что руководителем лечебного учреждения должен быть экономист, другие – юрист или управленец. Однако большинство организаторов здравоохранения уверены, что современный руководитель учреждения здравоохранения – это профессиональный врач, который обладает способностями к управлению.

Наверно, легче и правильнее последовательно подготовить руководителя лечебного учреждения из обладающего задатками руководителя лечащего врача, дать ему весь комплект компетенций главного врача, воспитав медика-управленца, нежели пытаться человеку из другой сферы – техническому управленцу или экономисту – дать понимание того, что такое медицинское учреждение, чтобы этот человек «проникся заботой о пациенте».

По мнению специалистов здравоохранения, главных врачей надо готовить из тех людей, которые работают в больнице, исключая опасность сделать из хорошего врача – плохого управленца. Чтобы избежать этой ошибки, необходимо проводить строгую оценку способностей и управленческих компетенций тех людей, которые претендуют на управленческую должность в системе здравоохранения.

Учет всех этих аспектов позволяет готовить главных врачей, знающих свою сферу деятельности и умеющих управлять учреждением.

Как считают исследователи, наиболее частые ошибки сегодняшних первых руководителей медучреждений заключены в том, что они не умеют контролировать договоренности, ставить и себе, и организации цели, задачи и управлять ими.

В свете сегодняшних требований к медику-управленцу актуальным является вопрос, раскрывающий суть основных правил и принципов, которые помогают повысить личностные качества руководителя.

Основные принципы личностной эффективности руководителя включают в себя в первую очередь умение планировать и управлять собственным временем и правильно расставлять приоритеты в работе.

Вторым важным элементом менеджмента является умение правильно делегировать полномочия и задачи в организации, а также создавать эффективную команду исполнителей.

Руководитель во многом зависит от команды, которую создал (скорее создает, т. к. этот процесс динамичный и постоянный)  и с которой он тесно работает.

Одно из важнейших правил консолидации команды – каждый сотрудник в чем-то дополняет коллегу. Взаимопомощь, взаимодополняемость и взаимозаменяемость – только такое построение взаимоотношений и обязанностей в медицинской команде позволяет эффективно разрешать те ситуации, которые могут возникнуть в текущей работе лечебного учреждения.

Эффективная работа управленца проверяется в период его отсутствия. Если руководитель отсутствует, а обязанности и полномочия распределены правильно, работа лечебного учреждения будет продолжаться с соблюдением оперативности выполнения всех элементов лечебно-профилактического процесса и с соблюдением тех стандартов качества, которые поставило перед здравоохранением государство.

В лечебной организации работа с пациентами для всех сотрудников (от руководителя до технического персонала) подразумевает присутствие целого пакета различных негативных, а порой и стрессовых ситуаций. В связи с такой спецификой труда для работников лечебного звена характерен «синдром профессионального выгорания», о чем должен всегда помнить первый руководитель.

Именно поэтому научиться вовремя и правильно получать «энергетическую подзарядку» – существенное условие работы медицинского коллектива. Это особенно важно, когда возникают конфликтные ситуации – как между сотрудниками, так и между обслуживающим персоналом и пациентами.

Наличие у коллег любимого дела или хобби, активный отдых помогают снять накопившееся напряжение, расслабиться, взглянуть на сложившуюся ситуацию по-иному и найти компромиссные решения.

«Подзарядка, перезагрузка» помогают руководителю оставаться лидером и поддерживать в коллективе уверенность и позитивный настрой.

Важным принципом эффективного руководства является уверенность руководителя в своих силах. Уверенность руководителя и его коллег помогает команде сохранять спокойствие и выполнить работу слаженно и качественно.

Стратегическое мышление, точный расчет – обязательный принцип и признак высокой планки первого руководителя. Наличие этих качеств и умений необходимо для уверенной и слаженной работы всего коллектива.

В числе неотъемлемых качеств первого руководителя:

  • умение анализировать и прогнозировать ситуацию по болезненности и заболеваемости населения исходя из статистических данных и динамики заболеваемости в регионе, районе, области, стране и мире с учетом экологической составляющей;
  • знание особенностей питания и состояния водоисточников в регионе;
  • знание состояния общей физической активности населения, профессиональной составляющей его жизни и сложившихся перспектив развития здравоохранения в регионе.

Руководитель лечебного учреждения – это не просто менеджер от здравоохранения: это хранитель здоровья каждого человека на прикрепленной к лечебному учреждению территории.

Базис успеха

Первый руководитель всегда должен помнить, что хороший организатор – это не тот, кто хорошо работает только сам, но это тот, у кого хорошо работают и подчиненные.

Задачи, стоящие перед лечебным учреждением, не бывают статичными: они трансформируются, видоизменяются. Появляются новые заболевания, совершенствуется медицинская техника, изменяются принципы диагностики и лечения. По мере того как задачи организации становятся сложнее, руководителю приходится прикладывать все больше усилий для повышения эффективности работы своего коллектива.

Для достижения успеха современный руководитель нуждается в эффективных организаторских навыках, среди которых исследователи выделяют четыре ведущих:

  • способности по формированию коллективов;
  • исполнение роли лидера коллектива;
  • умение повышать уровень развития коллектива;
  • способности к преодолению трудностей, препятствующих эффективной работе коллектива.

В современных условиях эффективное руководство предполагает совместную деятельность всего коллектива в координации ресурсов, определении задач, выдвижении и поддержании идей, планировании и т. д. Коллегиальная работа позволяет открыть новые возможности, а коллективный подход – рационально решать проблемы. Такая стратегия способствует росту инновационных возможностей и уменьшению количества стрессовых ситуаций.

Японская специфика

Существуют и иные взгляды на жизнь личности в коллективе и коллектива в целом. Так, например, в Японии, по рассказу сотрудницы компании Epson Марины Мацумото, традиционная рабочая система устроена весьма своеобразно, и существовать в ней достаточно тяжело.

Очень строг дресс-код. Несоблюдение его правил влечет серьезные последствия для работника, вплоть до мгновенного увольнения.

В традиционной японской компании носят обязательно черный костюм вне зависимости от погоды, даже если на улице +400. Недавно вышел новый закон, разрешающий носить на работу рубашки с коротким рукавом.

В некоторых компаниях женщинам запрещено носить приталенные костюмы – они должны быть абсолютно прямыми. Юбка обязательно должна закрывать колени.

Женские аксессуары запрещены. Макияж должен быть незаметен. На работе женщина должна быть как можно менее привлекательной для мужчин.

Цвет волос – обязательно черный. Если от природы вы, например, блондинка – должны будете перекрасить волосы.

Мужчинам, кроме длинных волос, нельзя носить бороду и усы. Это негласное правило, которое все знают.

При устройстве на работу подписываются документы, запрещающие обсуждать с клиентами и коллегами что либо, кроме работы (ни погоду, ни природу обсуждать нельзя). Запрещено делиться своими «персональными данными» – кто ваш муж (жена), как у вас дела. Дома запрещено рассказывать про свою работу. Так принято, и это оговорено в договоре.

На рабочее место берут только то, что нужно для работы: документы и ручку. Сумка, кошелек и телефон остаются на контрольно-пропускном пункте.

В Японии ваши планы на сегодня никого не интересуют. Вы пришли на работу – и должны работать.

В Японии исторически сложилась система с очень узкой специализацией труда и жесткой стратификацией общества. У каждого своя обязанность и свое место в жизненном и производственном процессе.

Как следствие такого менталитета – японцам сложно принимать то самостоятельное решение, которое не присуще им по статусу. Они не могут взять на себя элементарную ответственность, хоть как-то выходящую за рамки их привычных дел. Поставить запятую или не поставить – это проблема на полдня. Подготовка элементарных документов – это череда нескончаемых, очень медленных консультаций. Если работник все-таки возьмет на себя смелость принять решение не по статусу, то все в связанной с ним иерархической цепочке получат выговор.

Строить коммуникации

В Казахстане иначе: в нынешнее крайне конкурентное время практически любая должность обязывает человека обладать широчайшим спектром умений и навыков. Успех в общении с коллегами, подчиненными и партнерами, умение выгодно использовать свое время и талант уверенно чувствовать себя в сложных ситуациях зависят непосредственно от вашей личности. Стыковка личных амбиций и задач коллектива составляет определенные проблемы как для соискателя, так и для руководителя.

Воздействие руководителя на коллектив начинается с подбора и расстановки кадров на различных участках, что должно помогать раскрытию личных позитивных способностей работников, обеспечивать рост эффективности совокупного труда всего коллектива. Руководителю необходимо учитывать индивидуальные способности, интересы и психологические особенности людей при организации их совместного труда. Он должен уметь анализировать и учитывать мотивы поведения членов коллектива, применять дифференцированный подход к людям с учетом их отношения к положительным примерам и имеющимся недостаткам, их личных склонностей, интересов и психологии.

Успех руководства во многом зависит именно от того, насколько руководитель опирается на коллектив, на его опыт и знания, насколько он поддерживает и как развивает деловую инициативу.

На эффективность деятельности коллектива большое влияние оказывает установившийся в нем психологический климат (характер отношений между людьми, преобладающее в коллективе настроение, удовлетворенность работников выполняемой работой и т. д.). Психологический климат коллектива во многом зависит от психологической совместимости работников (способность членов группы к совместной деятельности, основанная на оптимальном сочетании их психологических свойств).

Роль руководителя в организации коллектива во многом зависит от:

  • совершенствования стиля и методов его руководства;
  • поведения руководителя;
  • характера его взаимоотношений с людьми.

Многочисленные исследования показали, что руководителю зачастую мешает эффективно выполнять свои функции или неспособность, или неумение сотрудничать с людьми.

В развитии коллектива и отдельных работников имеют значение краткосрочные и долгосрочные перспективы. Постановка перед сотрудниками задач, требующих активной работы всех членов коллектива, формирует благоприятный климат, дает возможность раскрывать по-новому его потенциал.

Окончание: Руководитель и коллектив: приоритеты взаимодействия 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка






© 2007–2016  «Медицина  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Медицина МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12, 323-62-13

По вопросам клиентской поддержки тел.:  +7 (727) 237-77-04



  • Мы в соцсетях
×

Подпишись на наши новости

Все самое интересное и полезное! Будь в курсе событий здравоохранения! Участвуй в наших семинарах и вебинарах!