Обновление знаний – условие развития сестринского дела

967
Обновление знаний – условие развития сестринского дела
Жармухамбетова Маржан Сансызбаевна
автор журнала “Старшая медицинская сестра”, медицинская сестра отделения нейрореабилитации АО «Национальный центр нейрохирургии», г. Астана
Сущностью современной модели сестринского дела как научной теории является обоснование различных подходов к оказанию сестринской помощи.

В профессиональный лексикон вошло понятие «сестринский процесс», под которым понимают системный подход к оказанию сестринской помощи, ориентированный на потребности пациента. Цель этого подхода заключается в стремлении к облегчению, ликвидации, предупреждению проблем, возникающих у пациента из-за изменения состояния здоровья.

В настоящее время сестринский процесс является основой сестринского образования. Через сестринский процесс медсестра должна обрести профессиональную независимость и самостоятельность, быть не просто исполнителем воли врача, а творческим человеком, умеющим понимать и видеть в каждом пациенте личность, его внутренний и духовный мир.

В акционерном обществе «Национальный центр нейрохирургии» (далее – НЦН) обучение медицинских сестер ведется на основе бюджетной программы 031 «Внедрение международных стандартов в области больничного управления», что способствует оказанию медицинских услуг, приближенных к европейскому уровню. НЦН самостоятельно разрабатывает и публикует сестринские нормативы, такие как «Стандарты операционных процедур для медицинских сестер» (Астана, 2012 г.) (далее – СОП), «Практическое руководство по проведению манипуляций сестринских процедур. Методические рекомендации для практического здравоохранения» (Астана, 2013 г.).

Медицинские сестры в НЦН имеют возможность проводить научные исследования в процессе:

  • получения высшего сестринского образования;
  • участия в расследовании медицинских случаев на различных уровнях, в зависимости от профессиональной подготовки, научной компетенции и специфики практической деятельности;
  • овладения информацией о последних открытиях и достижениях в области сестринского дела, о применении результатов исследований;
  • развернутого обсуждения путей развития и совершенствования сестринской практики, со ссылкой на исследования или систематические наблюдения в собственной повседневной практике.

 «Сестринское дело – это искусство, которое требует организации, практической и научной подготовки».

Флоренс Найтингейл (1820–1910), сестра милосердия и общественный деятель Великобритании

Сестринский процесснаучный метод сестринской практики, основанный на стандартах сестринских вмешательств и направленный на индивидуализацию и систематизирование ухода за больным.

Этапы динамичного сестринского процесса:

  1. сбор информации о состоянии здоровья пациента;
  2. сестринский диагноз;
  3. планирование;
  4. реализация;
  5. оценка.

План сестринских вмешательств представляет собой письменное руководство и должен быть зафиксирован в карте сестринского ухода СОП-05-4 «План лечения и ухода» (что не должно сказываться на своевременности оказания помощи пациенту).

План лечения и ухода предусматривает три этапа.

Первый этап. Сбор информации.

Различают:

  • первичные источники:
  • наблюдение,
  • беседа,
  • опрос пациента – жалобы по системам органов и жизнедеятельности пациента (СОП- 01-1 «Первичный сестринский осмотр»);
  • вторичные источники:
  • родственники,
  • данные от других специалистов,
  • консилиумы.

Второй этап. Сестринский диагноз. Это заключение о состоянии здоровья пациента, установленном в результате проведенного сестринского обследования и требующем вмешательств со стороны медсестры. Это симптомный или синдромный диагноз, во многих случаях основанный на жалобах пациента. Основными методами сестринской диагностики являются наблюдение и беседа. Сестринская проблема определяет объем и характер ухода за пациентом и его окружением. Медсестра рассматривает не заболевание, а внешнюю реакцию пациента на заболевание. Между врачебным и сестринским диагнозом существует различие. Врачебный диагноз концентрируется на распознавании патологических состояний, а сестринский основывается на описании реакций пациентов на проблемы, связанные со здоровьем.

Третий этап. Планирование. После обследования, установления диагноза и определения первичных проблем пациента сестра формулирует цели ухода, ожидаемые результаты и сроки, а также методы, способы, приемы, т. е. сестринские действия, которые необходимы для достижения поставленных целей. Необходимо путем правильного ухода устранить все осложняющие болезнь условия, чтобы она приняла свое естественное течение.

Во время планирования для каждой приоритетной проблемы формулируются цели и план ухода. Различают два вида целей: краткосрочные и долгосрочные.

Краткосрочные цели должны быть выполнены за короткое время (обычно за 1–2 недели). Долгосрочные цели достигаются за более длительный период времени, направлены на предотвращение рецидивов заболеваний, осложнений, их профилактику, реабилитацию и социальную адаптацию пациента, приобретение медицинских знаний.

Каждая цель включает три компонента:

  • действие;
  • критерии (дата, время, расстояние);
  • условие: с помощью кого/чего-либо.

После формулирования целей медсестра составляет собственно план ухода за пациентом, представляющий собой подробное перечисление специальных действий медсестры, необходимых для достижения целей ухода.

Требования к постановке целей:

  1. Цели должны быть реальными.
  2. Необходимо устанавливать конкретные сроки достижения каждой цели.
  3. Цели сестринского ухода должны находиться в пределах сестринской, а не врачебной компетенции.
  4. Следует формулировать цели в терминах пациента, а не медсестры.

После формулирования целей и составления плана ухода медсестра обязана согласовать действия с пациентом, заручиться его поддержкой, одобрением и согласием. Действуя таким образом, медсестра ориентирует пациента на успех, доказывая достижимость целей и совместно определяя пути их достижения.

Четвертый этап. Реализация. Включает меры, которые принимает медицинская сестра для профилактики заболеваний, обследования, лечения, реабилитации пациентов.

Существует три категории сестринского вмешательства:

  1. Независимое – предусматривает действия, которые медицинская сестра осуществляет по собственной инициативе, руководствуясь собственными профессиональными знаниями и опытом, без прямого требования со стороны врача или указаний от других специалистов, например измерение температуры тела, артериального давления, частоты пульса и т. д.
  2. Зависимое – выполняется на основании письменных предписаний врача и под его наблюдением, например проведение инъекций, инструментальных и лабораторных исследований и т. д.
  3. Взаимозависимое – совместная деятельность медицинской сестры с врачом и другими специалистами, например действия операционной медицинской сестры во время оперативных вмешательств.

Выбор категории определяется нуждами пациентов.

Пятый этап. Оценка.

На этом уровне осуществляются:

  • оценка реакции пациента на сестринский уход;
  • анализ качества оказанной помощи;
  • оценка полученных результатов;
  • подведение итогов.

Источниками и критериями оценки сестринского ухода служат следующие факторы:

  • оценка степени достижения поставленных целей сестринского ухода;
  • оценка ответной реакции пациента на сестринские вмешательства, на медперсонал, лечение; удовлетворенности фактом пребывания в стационаре; пожеланий;
  • оценка эффективности влияния сестринской помощи на состояние пациента;
  • активный поиск и оценка новых проблем пациента.

При необходимости план сестринских мероприятий пересматривается, прерывается или изменяется. Когда намеченных целей не достигается, то оценка дает возможность увидеть факторы, мешающие их реализации. Если конечный результат сестринского процесса приводит к неудаче, то сестринский процесс повторяется последовательно для нахождения ошибки и изменения плана сестринских вмешательств.

Систематический процесс оценки требует от медсестры навыка мыслить аналитически при сравнении ожидаемых результатов с достигнутыми. Если поставленные цели реализованы, проблема решена, то медицинская сестра удостоверяет это, сделав соответствующую запись в сестринской истории болезни, расписывается и проставляет дату.

Для успешного использования сестринского процесса в практике медицинская сестра должна:

  1. владеть основными манипуляциями постовой, процедурной, палатной медсестры и медсестры приемного покоя;
  2. понимать и знать сущность сестринского процесса, его цели, этапы и правила реализации;
  3. знать основные формы заболеваний, особенности их течения, осложнения, проблемы, возникающие у пациентов, страдающих этими заболеваниями;
  4. знать алгоритмы действий при неотложных состояниях и обладать навыками выполнения экстренных сестринских манипуляций;
  5. знать основные лекарственные средства, использующиеся в практике (дозы, пути, скорость, правила введения, побочные действия), для предотвращения развития рецидива основного или сопутствующего заболевания;
  6. знать основные ограничения по видам диет (для воспрепятствования ухудшению состояния пациента из-за возможного осложнения основного либо сопутствующего заболевания);
  7. владеть навыками специфических манипуляций (ассистирование при проведении блокад, люмбальных пункций);
  8. владеть этико-деонтологическим подходом с учетом особенностей течения заболеваний.

Все манипуляции, проводимые медсестрой, должны соответствовать «Стандартам практической деятельности медицинской сестры», разработанным НЦН, и отраслевым нормативным документам.

За несоблюдение порядка, стандартов и некачественное оказание медицинской помощи, а также за нарушение требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, гигиенических нормативов медицинские работники (в том числе и медицинская сестра) несут административную ответственность согласно ст. 80 и ст. 425 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях.

За ненадлежащее выполнение профессиональных обязанностей, а также за нарушение порядка проведения клинических исследований и применения новых методов и средств профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации медицинские работники (в том числе медицинская сестра в пределах профессиональной компетенции) несут уголовную ответственность согласно ст. 317 и ст. 318 Уголовного кодекса Республики Казахстан.

Каждая медсестра во время накопления, усвоения и применения определенных знаний отвечает за их реалистичность, соответствие и актуальность, поэтому ей необходимо постоянно обновлять и уточнять имеющие научные знания. В связи с этим важной задачей в работе главных и старших медицинских сестер является создание среды в поддержку исследований на рабочих местах.

Необходимость сестринского образования, самообразования, исследований в сестринском деле продиктована требованиями времени, с его развитой экономикой, прогрессивной научной мыслью, высокими технологиями, обновляющимися методиками, нормативной и законодательной базой и др. Поэтому современная медицинская сестра должна знать условия и владеть принципами поиска медицинских знаний и их усвоения, такими как:

l  последовательность поиска научной информации;

l  способ формулировки вопроса для поиска;

l  источники информации;

l  развитие критического/аналитического мышления;

l  способность правильно воспринимать научную информацию, понимая ее ограничения;

l  объективная оценка текущих потребностей и ценностей пациентов – в ряду приоритетов;

l  определенный контекст, личная и профессиональная культура для использования полученных научных знаний.

Сестринское дело динамично развивается. Значит, концепции обучения надо следовать всю жизнь. Она подразумевает не только получение базового среднего специального и высшего сестринского образования, но и исследования, включающие доказательную сестринскую практику с применением современных методов организации работы. Все эти составляющие в комплексе с развитием системы здравоохранения республики позволят завоевать признание профессионального вклада медсестер в повышение качества медицинских услуг населению.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка






© 2007–2016  «Медицина  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Медицина МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12, 323-62-13

По вопросам клиентской поддержки тел.:  +7 (727) 237-77-04



  • Мы в соцсетях
×

Подпишись на наши новости

Все самое интересное и полезное! Будь в курсе событий здравоохранения! Участвуй в наших семинарах и вебинарах!