Руководитель медицинской организации

Коммуникативные навыки врача, их значение, этапы и основные цели общения, вербальное общение

26 июля 2019
27
Средний балл: 0 из 5
Главный редактор ЭС "Актуалис Медицина" и журналов "Руководитель медицинской организации", "Старшая медицинская сестра" ТН "Актуалис Медицина" "МЦФЭР-Казахстан", врач-эпидемиолог 1 категории, врач-эксперт
Коммуникативные навыки врача, их значение, этапы и основные цели общения, вербальное общение

Насколько важны коммуникативные навыки в профессиональной деятельности врача, как установить психологический контакт и доверительное общение с пациентами и коллегами, узнаете из данной статьи.

Коммуникация – это общение людей: обмен идеями, мыслями, намерениями, чувствами, информацией. Общение является основным способом передачи информации между людьми. Только в общении происходит взаимный обмен деятельностью, интересами, чувствами, а также формируется и самоопределяется человек, обнаруживая свои индивидуальные особенности. 
В настоящее время отношениям врач-пациент уделяют большое практическое значение, эта тема общения является одной из основных. Специальность медицинского работника имеет свои профессиональные особенности. Одной, из которых является постоянное и длительное общение с пациентом, поэтому  оценка уровня коммуникативных навыков врача при общении с пациентом имеет огромное значение. Пациент это личность с определенными характерологическими и психологическими особенностями, поэтому и подход к нему должен быть индивидуальным.

Значение коммуникативных навыков врача с пациентом

Профессиональная успешность медицинского работника во многом зависят от умения общаться, устанавливать и развивать взаимоотношения с людьми.
Согласно существующей статистике самыми существенными, с точки зрения пациентов, признаны такие базовые коммуникативные навыки врача, как уважительность, внимание к пациентам, любовь к профессии, доброта, вежливость, душевность. Качества личности врача, формирующие эмоциональный контакт, оценивались пациентами особенно высоко.

Приверженность пациентов к лечению: проблема коммуникативной компетенции современного медицинского работника

Коммуникативные навыки врача, их значение, этапы и основные цели общения, вербальное общение
Владимир Огарков эксперт ЭС “ACTUALIS: Медицина“, автор ряда изданий Цифрового издательства “МЦФЭР-Казахстан”, к. м. н, доцент, г. Караганда
Проблема "приверженности лечению" далеко не нова. Впервые это понятие прозвучало в профессиональной литературе 15–20 лет назад, но сегодня этой проблеме уделяется особое внимание, и это не случайно.

Пациенты указывали на следующие десять наиболее существенных, по их мнению, качеств врача:
  • ум — 74 % (от общего числа больных);
  • внимательность — 57 %;
  • увлеченность работой — 52 %;
  • чуткость — 49 %;
  • тактичность — 49 %;
  • терпеливость — 49 %;
  • чувство долга — 45 %;
  • спокойствие — 40 %;
  • серьезность — 38 %;
  • чувство юмора — 38 %.

Этапы общения врача и пациента

Саму процедуру общения с применением коммуникативных навыков врача принято делить на этапы, каждый из которых несет свою смысловую нагрузку. Это и целесообразность в общении, и цели общения в целом, и многое другое, четко оценивающее все смысловые задачи общения. 

«Actualis: Медицина»

42


Гостевых доступов осталось сегодня на электронную систему «Actualis: Медицина»



Этих этапов девять и каждый из них имеет свою специфическую направленность:
  1. Потребность в общении (необходимо сообщить либо узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.), которая побуждает человека вступить в контакт.
  2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
  3. Ориентация в личности собеседника.
  4. Планирование содержания своего общения - человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
  5. Выбор конкретных средств, речевых фраз, которыми будет пользоваться человек, принятие решения, как говорить и как себя вести. Довольно часто такие решения принимаются бессознательно (иногда сознательно).
  6. Установление контакта.
  7. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
  8. Обмен мнениями, идеями, фактами.
  9. Корректировка направления, стиля, методов общения.
Если какое-либо из звеньев акта общения нарушается, то говорящим обычно не удается добиться ожидаемых результатов общения - оно оказывается не эффективным.

Внимание!

Обучение медперсонала навыкам коммуникативной компетенции

Коммуникативные навыки врача, их значение, этапы и основные цели общения, вербальное общение
Ниязов Р.А г. Алматы
В современном обществе одной из актуальных тенденций является повышение требований к качеству и стандартам оказания медицинской помощи: пациенты чаще ожидают от врача персонального подхода и гибкой коммуникации, в связи с чем у них могут возникать жалобы и претензии к уровню обслуживания, не связанные с качеством оказания самой медицинской помощи.

Вербальное общение 

Коммуникативные навыки врача, их значение, этапы и основные цели общения, вербальное общение
В процессе общения и реализации коммуникативных навыков врача передача информации осуществляется с помощью знаков или знаковых систем, среди которых главными являются вербальная и невербальная составляющие. 
Вербальная осуществляется посредством речи, то есть, это фонетическая система знаков, язык звуков, которые включают лексический принцип. 
Главный вербальный инструмент - речь - средство коммуникации, которое универсально по своим принципам. Именно благодаря речевым особенностям может осуществляться кодирование и декодирование коммуникативной информации. Речевое взаимодействие при общении возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий её (реципиент), обладают сходной системой кодификации и декодификации информации.
Важно! При отсутствии такой сходности, речевой контакт, чаще всего, не достигает поставленной перед ним цели

Значение этики и деонтологии в практике врача

Коммуникативные навыки врача, их значение, этапы и основные цели общения, вербальное общение
Владимир Огарков к.м.н., доцент кафедры медицинской психологии и коммуникативных навыков КГМУ, г. Карагандa
Достижение успеха в лечебно-профилактических мероприятиях во многом зависит от степени позитивной коммуникации между врачом и пациентом.

Основные цели в общении врача

Чрезвычайно важным элементом при реализации навыков коммуникации врача является определение целей общения, таких, которые отражают потребности и необходимость совместной деятельности коммуникантов. 
В системе здравоохранения это особенно важно, так как среди целей сотрудников медицинских организаций и общественного здравоохранения особенно важным является деловое общение, которое почти всегда предполагает результат - изменение поведения в оздоровительной практике или форм организации деятельности лечебного учреждения в адрес других людей (пациентов, коммуникантов и др.).
Важно! Успешное общение предполагает обратную связь - получение субъектом информации о результатах взаимодействия.
Коммуникативная компетентность в профессиональной деятельности врача означает умение не только психологически правильно строить отношения с пациентами и коллегами, но и способность в процессе этих отношений оставаться в рамках своей высокогуманной профессиональной роли.
logo
Сайт для медицинских работников!

med.mcfr.kz - профессиональный сайт и многие статьи здесь закрыты. Для медработника регистрация займет 1 минуту.

Зарегистрируйтесь, и в подарок мы пришлём вам готовый образец плана по снижению рисков для проверки Санэпиднадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
Хотите скачать файл?

Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

Зарегистрируйтесь, и в подарок мы пришлём вам готовый образец плана по снижению рисков для проверки Санэпиднадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться

Дорогой коллега,                  
заберите Ваш подарок!             

Доступ к журналу                  
«Руководитель медицинской организации»