Руководитель медицинской организации

Диалог врача и пациента: правила построения беседы, ошибки и примеры

22 августа 2019
49
Средний балл: 0 из 5
главный редактор ЭС «ACTUALIS: Медицина» и журналов «Руководитель медицинской организации», «Старшая медицинская сестра»
Диалог врача и пациента
Врач и пациент

Диалог врача и пациента играет важную роль не только при постановке диагноза, но и при назначении лечения. Особенности построения диалога между врачом и пациентом, диалог медсестры и пациента, а также распространенные ошибки рассмотрим далее.

Диалог между врачом и пациентом

Диалог между врачом и пациентом – это проблема всей медицины в целом. От его качества зависит доверие пациента к специалисту. Порой люди обращаются к самому «быстрому источнику медицинских знаний» – сети «Интернет». Но данный подход чреват тем, что информация в интернете не всегда отражает суть вопроса и может являться просто рекламой. А расплатой за это могут стать здоровье и даже жизнь человека.

Построение психологического контакта медицинской сестры и пациента

Диалог врача и пациента: правила построения, примеры, ошибки
В. Ф. Ригибаев к. м. н., доцент кафедры основ психологии и коммуникативных навыков КГМУ, г. Караганда
Главное в статье:
  • Построение психологического контакта с пациентом
  • Техники активного слушания
  • Общие принципы умения эффективно слушать
  • Методы убеждения пациента

Диалог врача и пациента: пример

Врач и пациент, диалог которых является важнейшим звеном в медицинской практике и обязательно должен сопровождать весь процесс лечения больного, выстраивают общение в зависимости от различных факторов. Приведем пример диалога врача и пациента.
Пациент носит брекеты, и врач в качестве дополнительной меры назначил ношение ортодонтических резинок для выравнивания прикуса, ограничившись при этом фразой: «Тяните зубы». Больной не понял, как их правильно использовать, и из-за неудобности ношения надевал их только в ночное время. Проходив так 2 месяца, утвердительно отвечая врачу на вопрос: «Тянете ли Вы зубы?», пациент заметил отсутствие результата и сообщил об этом врачу, отметив, что «тянет зубы» лишь в ночное время. Врач ответил, что так делать не нужно, ведь результат появляется при условии ношения резинок в дневное время. В итоге пациент был разочарован тем, что врач не сообщил этого ранее, и решил, что лишь потерял время и деньги, посетив «бесполезные приемы». 
Вывод из этой ситуации может быть следующим: отсутствие правильно выстроенной коммуникации – причина бесполезной самодеятельности и неэффективного лечения.
На сегодняшний день в Республике Казахстан диалог между врачом и пациентом на русском языке (равно как и на государственном языке) без чрезмерного употребления медицинской терминологии – это ключ к эффективной коммуникации. Некоторые пациенты могут даже не иметь в целом высшего образования (не говоря уже о медицинском), и, чтобы не выглядеть неграмотными, просто не задают врачу «лишних» вопросов, что впоследствии может привести к ошибкам в лечении. Соответственно, чтобы предотвратить подобные последствия, диалог врача и больного должен проходить на упрощенном языке, с отчетливым объяснением алгоритма лечения и обменом максимально точной информацией. 

«Actualis: Медицина»

42


Гостевых доступов осталось сегодня на электронную систему «Actualis: Медицина»



Эффекты в общении. Эмпатия и эмпатийные ситуации

Диалог врача и пациента: правила построения, примеры, ошибки
Владимир Огарков Эксперт ЭС "ACTUALIS: Медицина", автор журнала "Руководитель медицинской организации", к. м. н., доцент Карагандинского государственного медицинского университета
Эмоциональные переживания, сопровождающие болезненное состояние, вполне естественно влияют на глубину и уровень общения медицинской сестры и пациента. Важную роль в этом процессе играют восприятие и понимание, возникающие между участниками события, которые часто определяются так называемыми эффектами.

Порой причинами неблагоприятных взаимоотношений между врачом и пациентом могут быть: 
  • несоблюдение психологической дистанции;
  • излишняя болтливость;
  • неуместный обмен подарками;
  • различия культурного или расового типа.
Учитывая вышеприведенные факторы, следует иметь в виду, что соблюдение этических норм поведения поможет в установлении правильного контакта между врачом и пациентом, а диалог врача и пациента на русском языке (равно как и на государственном языке), без сложной терминологии, будет способствовать формированию атмосферы доверия. 

Диалог медсестры и пациента

Диалог медсестры и пациента должен строиться по принципу сотрудничества.  Только так возможны плодотворное взаимодействие, создание доверительной атмосферы и содействие в выздоровлении пациента. 
В целом психология общения с людьми – это дисциплина, применимая не только при построении диалога врача и пациента, но и диалога медсестры с пациентом, так как ее суть заключается в поиске подхода к человеку и установлении контакта с ним. Медсестре при построении диалога с пациентом желательно иметь следующее убеждение: для того, чтобы пациент услышал Вас, сначала надо правильно услышать его.
Диалог врача и пациента: правила построения, примеры, ошибки

Активируйте доступ к ЭС «ACTUALIS Медицина»  и скачивайте нужные документы


Диалог медсестры с пациентом: пример

Следует рассмотреть такой элемент взаимодействия, как диалог медсестры с пациентом, пример которого приведен ниже. 
Медсестра знакомится с больным. При этом она поощряет попытки пациента говорить о себе, проявляет к нему максимум внимания. Она точно формулирует свои мысли, ясно и грамотно излагает информацию и ориентируется на реакцию больного.
Как показывает практика, диалог между доктором и пациентом не приемлет осуждений. Врач и медсестра должны быть беспристрастны и ориентированы лишь на благоприятный исход лечения. У врача на приеме пациент должен чувствовать себя уверенно, не боясь честно рассказывать о себе. Доктор и пациент, диалог которых способен рассеять все недопонимания, всегда должны стараться взаимодействовать правильно
Читайте другие полезные статьи в журнале «Руководитель медицинской организации»

 


logo
Внимание!

Для скачивания файла необходимо войти или зарегистрироваться

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙДИТЕ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться

Дорогой коллега,                  
заберите Ваш подарок!             

Доступ к журналу                  
«Руководитель медицинской организации»