text
MCFR.KZ Медицина

Ориентир – повышение качества первичной медико-санитарной помощи

  • 25 ноября 2015
  • 492
автор журнала “Руководитель медицинской организации”, специалист по персоналу ГКП на ПХВ «Городская поликлиника № 5», г. Уральск
Ориентир – повышение качества первичной медико-санитарной помощи

Городская поликлиника № 5 оказывает ПМСП на основе центра семейного здоровья, по принципу социально ориентированной профилактической помощи, направленной на реализацию концепции ЕНСЗ «Безбумажная больница» и «Поликлиника без очереди».

Современная типовая поликлиника № 5 (далее – поликлиника) (фото 1), построенная по программе «100 школ, 100 больниц», введена в эксплуатацию в 2010 году, рассчитана на 500 посещений в смену, имеет 44 626 человек прикрепленного населения, из них взрослого – 33 917, детей и подростков – 12 709. Пациентов обслуживают 57 врачей и 150 специалистов сестринского дела, из них около 30% – молодые сотрудники.

Поликлиника обеспечена современным высокотехнологичным оборудованием, таким как аппараты для УЗИ, ЭФГДС, эхоэнцефалограф, колонофиброэндоскоп, бронхоскоп, спирограф, офтальмоскоп, видеоколькоскоп, тридмил-система, фетальный аппарат КТГ плода. Оснащенность медицинской техникой и изделиями медицинского назначения составляет 97,3%, что позволяет своевременно выявлять заболевания, оздоровлять прикрепленное население, тем самым выполнять задачи по достижению целевых индикаторов и показателей по основным направлениям Государственной программы «Саламатты Қазақстан».

Ориентир – повышение качества первичной медико-санитарной помощи

Поликлиника № 5 г. Уральска

Для дальнейшего развития в поликлинике определены следующие приоритеты:

  1. социально риентированная профилактическая помощь;
  2. развитие сестринского дела;
  3. делегирование части функций врача первичной медико-санитарной помощи (далее – ПМСП) вторым и третьим медсестрам участка;
  4. развитие стационарозамещающих технологий;
  5. перевод документооборота на электронный формат (регистр прикрепленного населения, автоматизированная информационная система «Поликлиника», амбулаторно-поликлиничская помощь, онкорегистр, регистр беременных и диспансерных больных, портал «Бюро госпитализации» и др. программы);
  6. дифференцированная оплата труда медработников.

На сегодня это самые эффективные инструменты повышения качества медицинского обслуживания населения.

С 2010 года по настоящее время проделана масштабная работа:

  • поликлиника повышает качество медицинского обслуживания;
  • ежегодно растет численность прикрепленного населения (с 41 948 до 44 626);
  • количество посещений увеличилось с 241 438 до 249 903 (на одного жителя в среднем 5,3 посещения).

В 2011 году поликлиника признана победителем республиканского конкурса «Поликлиника без очереди», и руководитель организации в составе лучших менеджеров республики стажировалась в Финляндии в целях изучения и дальнейшего применения передового международного опыта.

Внедрение передового опыта – это создание и работа:

  • координационного центра «Забота о пациенте», с оказанием социально-психологической помощи психологами и социальными работниками;
  • клуба пожилых «От сердца к сердцу»;
  • семи профильных школ здоровья;
  • кабинета здорового образа жизни;
  • антитабачного центра.

Применение поликлиникой передового опыта дало положительные результаты: улучшилась медико-демографическая ситуация и показатели здоровья прикрепленного населения (график 1).

График 1

Медико-демографическая ситуация прикрепленного населения

городской поликлиники № 5 (на 1000 населения)

Ориентир – повышение качества первичной медико-санитарной помощи

В рамках системных мер по снижению материнской и детской (младенческой) смертности на уровне участковой службы поликлиники осуществляется ежедневный мониторинг состояния здоровья детей до одного года жизни вторыми и третьими медсестрами, еженедельный мониторинг – участковыми врачами. Ведется совместная работа участковой службы и психологов по предотвращению подростковой беременности (индивидуальные беседы с девочками-подростками).

Внутренним аудитом поликлиники разработан алгоритм действий работников ПМСП с мигрирующими беременными. Проводятся ролевые игры по сортировке больных детей, по экстренным и критическим ситуациям в акушерстве (эклампсия и кровотечение). В результате не допущена материнская смертность, в три раза снизилась младенческая смертность по сравнению с 2011 годом (график 2).

График 2

Показатели младенческой и материнской смертности

прикрепленного населения городской поликлиники № 5

(на 100 000 населения)

Ориентир – повышение качества первичной медико-санитарной помощи

За прошедший с 2011 года период наблюдается снижение показателей заболеваемости и смертности прикрепленного населения от социально значимых заболеваний (графики 3, 4).

С 2010 года внедрена и работает Национальная скрининговая программа по раннему выявлению и предотвращению основных социально значимых заболеваний по 11 видам, которая ежегодно совершенствуется и расширяется. Обеспечен стопроцентный охват целевой группы подлежащего обследованию контингента. Эффективность проводимой работы – это своевременное выявление и предотвращение на ранних стадиях заболеваний, взятие пациентов на диспансерное наблюдение и оздоровление, обеспечение лекарственными препаратами.

График 3

Показатели заболеваемости и смертности

от болезней системы кровообращения

(на 100 тыс. населения)

Ориентир – повышение качества первичной медико-санитарной помощи

График 4

Показатели заболеваемости и смертности от онкопатологий

(на 100 тыс. населения)

Ориентир – повышение качества первичной медико-санитарной помощи

Эпидемиологическая ситуация по туберкулезу имеет положительную динамику. В последние годы поликлиникой не зарегистрированы запущенные формы туберкулеза и смертность от туберкулеза, в том числе детей (график 5).

График 5

Показатели заболеваемости и смертности от туберкулеза

(на 100 тыс. населения)

Ориентир – повышение качества первичной медико-санитарной помощи

Развивается межведомственное взаимодействие в целях:

  1. укрепления ресурсов профилактической службы по предотвращению суицидов и отравлений;
  2. улучшения качества коррекционной работы психологов;
  3. внедрения алгоритмов оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим в ДТП на догоспитальном этапе.

Эти действенные меры позволили стабилизировать уровень смертности от травм, несчастных случаев и отравлений (график 6).

График 6

Показатели смертности от травм, несчастных случаев и отравлений

(на 100 тыс. населения)

Ориентир – повышение качества первичной медико-санитарной помощи

Для улучшения качества работы регистратуры по направлениям «Вызов врача на дом», «Запись на прием к врачу», для приема активов скорой помощи и других медицинских организаций проведена работа по модернизации телефонных систем. С этой целью внедрели услугу «Колл-центр» (фото 2), предоставляемую АО «Казактелеком», что позволило регистратуре повысить уровень обработки поступающих обращений, т. к на телефонной линии происходит одномоментное массовое обслуживание населения.

Ориентир – повышение качества первичной медико-санитарной помощи

Колл-центр поликлиники

Одно из направлений деятельности системы здравоохранения Казахстана – улучшение качества медицинского обслуживания инвалидов и людей с ограниченными возможностями. Принимая во внимание важность этой задачи, в текущем году в поликлинике собственными силами и средствами открыли отделение медицинской реабилитации (фото 3) для этих категорий населения. В настоящее время на территории, обслуживаемой поликлиникой, проживает семьи, воспитывающих детей-инвалидов, и с появлением профильного отделения частично решены вопросы их реабилитации: в условиях дневного пребывания получают помощь подготовленной мультидисциплинарной команды медицинских специалистов дети с церебральным параличом, проблемами интеллектуального развития, поражениями центральной нервной системы, нарушениями психики и опорно-двигательного аппарата и др.

Мультидисциплинарная команда в составе реабилитолога, логопеда, психологов и инструктора по лечебной физкультуре предоставляет медицинские услуги и при помощи разных методик (игры, рисование и т. п.) разрабатывает моторику рук, учит важнейшим навыкам социального общения. Здесь дети получают возможность заниматься физкультурой по индивидуальным программам реабилитации, приятно и с пользой проводить досуг, но главное – обретают друзей и общаются. Это очень важно как для самих детей, так и для их родителей, у которых стабилизируется положительный эмоциональный фон.

Ориентир – повышение качества первичной медико-санитарной помощи

Отделение медицинской реабилитации

Главным критерием деятельности системы здравоохранения является обеспечение качества предоставляемых медицинских услуг. В поликлинике в 2015 году создана «Служба поддержки пациента и внутреннего контроля» (далее – СППиВК), которая ориентирована на предупреждение жалоб и рассмотрение их на месте возникновения по принципу «здесь и сейчас». Основная задача СППиВК – выявление фактов нарушения порядка оказания медицинской помощи. Сегодня каждый пациент поликлиники, каждый житель закрепленной за ней территории может открыто выразить свое мнение о здравоохранении – в устной форме или оставив письменное обращение в «Ящике для обращений», а также на сайте поликлиники. Тем самым население тоже принимает участие в улучшении качества медицинских услуг.

Успешно функционирует собственный сайт поликлиники (www.poliklinika5.batis), предназначенный для предоставления информации по вопросам здравоохранения, записи на прием, вызова врача в режиме онлайн, осуществления оперативной обратной связи путем предоставления ответов на вопросы и обращения пациентов.

В 2015 году на базе поликлиники проведен (впервые в Западно-Казахстанской области) форум специалистов первичной медико-санитарной помощи «На страже здоровья – семейный врач». В работе форума приняли участие более ста человек: врачи общей практики (далее – ВОП), медицинские работники среднего звена, социальные работники, психологи – представители 20 организаций ПМСП области, руководители и сотрудники областного управления здравоохранения, службы социального развития, медико-социальной экспертизы. Мероприятия форума были призваны способствовать решению задач ПМСП, реализации программы ее модернизации, презентации достижений, современных методик лечения, реабилитации и профилактики на уровне ПМСП, улучшению работы с населением. Эти актуальные вопросы активно обсуждались на секциях и пленарных заседаниях форума. Между участниками состоялся продуктивный обмен идеями и опытом, что послужило мотивацией для оказания высококачественной и доступной медицинской помощи на уровне ПМСП, которая направлена на решение главной задачи системы здравоохранения – укрепление здоровья населения.

Сегодня поликлиника ставит перед собой перспективные цели:

  • достичь увеличения ожидаемой продолжительности жизни более 75 лет и выше;
  • снизить уровень общей и младенческой смертности в 1,5 раза, не допустить материнской смертности;
  • максимально усилить информационно-разъяснительную работу среди населения по вопросам здорового образа жизни, с использованием потенциала СМИ;
  • снизить уровень документооборота, развивая электронное здравоохранение;
  • повысить эффективность работы персонала (командное обучение, обучение на рабочих местах, дистанционное обучение и обучение ВОП смежной профессии) для обеспечения доступности и качества оказания медуслуг прикрепленному населению, тем самым снизить дефицит кадров узкого профиля;
  • перейти  на систему обязательного социального медицинского страхования (обеспечение гарантий и обязательств оказания медицинской помощи, основанной на солидарном участии государства, работодателей и граждан), что является наиболее приемлемой системой управления в будущем.

Продолжая работу по реализации плана мероприятий Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2011–2015 годы, поликлиника нацелена на то, чтобы стать эффективной системой ПМСП на основе социальной справедливости и ориентированности на нужды населения. Усилия специалистов направлены на создание пациентоориентированной модели, формирование здорового образа поведения населения и развитие солидарной ответственности через национальные, в том числе скрининговые, программы.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
Чтобы читать дальше, пожалуйста, зарегистрируйтесь!

Мы вынуждены сделать доступ по регистрации, чтобы обеспечить качество публикаций и защитить авторские права редакции.
После регистрации у вас будет доступ ко всем материалам и сервисам на портале.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
1 минута, и вы продолжите чтение