Деонтологические аспекты сестринского дела

615
Деонтологические аспекты сестринского дела
Деонтологические аспекты сестринского дела
Нурмаков Даурен Аманович
эксперт ЭС “ACTUALIS“, автор журнала “Руководитель медицинской организации”, д. м. н., доцент, г. Алматы
Развитие сестринского дела в современных условиях – один из основных факторов успешной реализации государственной политики в области охраны и укрепления здоровья населения

Важная роль в реформе здравоохранения, обеспечении доступности и качества оказываемой населению медико-социальной помощи, решении задач профилактики заболеваемости отводится специалистам со средним медицинским и высшим сестринским образованием, составляющим самую многочисленную категорию работников системы здравоохранения.

До настоящего времени в нашей стране сестринское дело ориентировалось на выполнение врачебных указаний, при этом врач рассматривал медицинскую сестру как своего помощника, а не как равноправного партнера. В частности, в «Популярной медицинской энциклопедии» 1963 года о медсестре говорится так: «…лицо средней медицинской квалификации, работающее под руководством врача и выполняющее его назначения и некоторые процедуры». «Краткая медицинская энциклопедия» 1994 года определяет медсестру как «специалиста со средним медицинским образованием, работающего под руководством врача».

Подобные определения не только демонстрировали, но и формировали отношение общества к деятельности и статусу медсестер, что не позволяло сестринскому делу развиваться как самостоятельной профессии и определять степень его влияния на качество медицинской помощи в целом.

С 1993 года на постсоветском пространстве начала формироваться новая философия сестринского дела, в соответствии с основными принципами которой медицинская сестра должна быть высококвалифицированным специалистом, партнером врача и пациента, способным к самостоятельной работе в составе единой команды.

Новая концепция призвана заменить давно установившуюся иерархическую систему организации сестринского дела профессиональной моделью, при которой практикующая медицинская сестра должна иметь достаточно знаний и навыков, чтобы планировать, осуществлять и оценивать результаты ухода, отвечающего потребностям пациента.

Современное сестринское дело не имеет ограничений по национальным, расовым признакам, полу, политическим или религиозным убеждениям, социальному положению. Оно требует понимания и применения специальных знаний и умений по укреплению и сохранению здоровья населения, а также по профилактике заболеваний с учетом экологических, социальных и политических условий, в которых осуществляется медицинская помощь. Разнообразие функций, выполняемых сестринским персоналом, требует от него должной профессиональной подготовки, поскольку медицинская сестра принимает на себя ответственность за предоставляемые медицинские услуги.

В то же время в сестринском деле недостаточно являться только высококвалифицированным работником: должны быть еще определенные душевные и духовные качества. В медицине традиционно большое значение имеет этический фактор.

Основа профессиональной деятельности медицинского персонала среднего звена:

  1. культура сестринского дела;
  2. этические нормы поведения;
  3. уважение прав пациента.

По словам основоположницы сестринского дела – сестры милосердия и общественного деятеля Великобритании Флоренс Найтингейл, «сестра должна иметь тройную квалификацию: сердечную – для понимания больных, научную – для понимания болезней, техническую – для ухода за больными».

Профессиональная деонтология (наука о должном) медицинской сестры заключается в неукоснительном соблюдении всех норм и принципов гуманизма, ориентированных на сохранение и улучшение здоровья человека, что подразумевает беззаветное служение людям. Эти нормы первоначально были закреплены в «Клятве Гиппократа», ставшей отправной точкой для создания сестринской «Клятвы Флоренс Найтингейл».

Моральные и нравственные качества медицинской сестры всегда имели не меньшее значение в ее профессиональной деятельности, чем практические навыки. Пациент, доверяющий медицинской сестре свое здоровье, а нередко и жизнь, должен быть уверен в ее высоком профессионализме, а также порядочности, честности, доброте, милосердии, чуткости и отзывчивости. Поэтому уже с древних времен общество предъявляло высокие требования именно к морально-нравственным качествам сестринского персонала.

По мере развития медицины сестринское дело становилось все более функциональным и целенаправленным, повышалась роль медицинского персонала среднего звена в процессе лечения больных, что не только повлекло за собой повышение статуса медсестры, но и потребовало изменения программы подготовки соответствующих специалистов.

Проводимая в Республике Казахстан реформа сестринского образования дала конкретные результаты, выразившиеся в создании многоуровневой системы подготовки сестринских кадров и повышении качества профессионального образования, внедрена подготовка специалистов с высшим сестринским образованием. Сначала в учебных заведениях, а затем и в медицинских организациях стали рассматриваться понятия «сестринский процесс», «сестринский диагноз», «сестринская история болезни» и т. д.

Действия медицинской сестры по уходу за пациентом, любые другие медицинские вмешательства, сопряженные с болевыми ощущениями и иными временными негативными явлениями, допустимы лишь в интересах пациента.

Читайте также материалы на портале информационной поддержки «Медицина».



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией






© 2007–2017  «Медицина  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Медицина МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12/13

По вопросам клиентской поддержки:         +7 (727) 237-77-04



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы медицины

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
  • доступ к 1 500+ полезным статьям
  • 1 500+ актуальных ответов от ведущих экспертов
  • алгоритмы, СОПы, инструкции
  • ежедневно обновляемая информация
  • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль