В 2021 году Минздрав РК выделил 4 685 грантов, к 2025 году данную цифру планируется увеличить до 5 000 и более. Какими документами регламентируется повышение квалификации медработников в РК сегодня, как часто специалисты в области здравоохранения должны проходить аттестацию и сертификацию? Какие курсы повышения квалификации медицинских работников востребованы в Казахстане и когда медработнику необходим документ о повышении квалификации? Ответы на эти и другие вопросы – читайте далее, в материале экспертов.
- Повышение квалификации медработников в РК 2022: приказы
- Повышение квалификации средних медицинских работников: планы Минздрава
- Повышение квалификации медработников в области биобезопасности
- Курсы повышения квалификации медицинских работников
- Повышение квалификации средних медицинских работников в РК: пути развития
Ознакомьтесь с полным содержанием статьи "Как повысить качество сестринских услуг: основные направления и приоритеты" в электронной версии журнала "Старшая медицинская сестра".
Скачайте еще больше образцов и шаблонов здесь
Повышение квалификации медицинских работников РК: приказы
Ранее повышение квалификации медработников в Казахстане регулировала статья 182 утратившего силу Кодекса от 18 сентября 2009 года № 193-IV «О здоровье народа и системе здравоохранения».
С 7 июля 2020 года вступил в силу Кодекс о здоровье № 360-VI, в котором норма, регламентирующая присвоение квалификационных категорий, исключена.
В обновленном Кодексе о здоровье (статья 26) прописаны правила прохождения аттестации на профессиональную компетентность специалистов в области здравоохранения в РК, а также сертификация специалиста и менеджера в области здравоохранения – в статье 27 Кодекса.
В Приложении к приказу Министра Здравоохранения РК от 14 апреля 2017 года № 165 «Об утверждении Типовых программ повышения квалификации и переподготовки медицинских и фармацевтических кадров» расписаны соответствующие типовые программы.
Повышение квалификации средних медицинских работников: приказ

Когда медработнику необходим документ о повышении квалификации
Объем курсов повышения квалификации зависит от перерыва в работе по специальности.
Если у медработника нет перерыва в работе по специальности более 5 лет, то на момент подачи заявления должен быть документ о повышении квалификации по заявляемой специальности за последние 5 лет в общем объеме 108 часов.
Если есть перерыв в работе по специальности больше пяти лет, чтобы получить сертификат, нужно пройти повышение квалификации по заявляемой специальности в объеме 216 часов.
Такие условия определил пункт 8 приложения 2 приказа 274/2020.
Как оплачивать труд медработника с дипломом бакалавра
Должностной оклад бакалавра определяют с учетом образования и стажа по блоку В-3, и это не доплата. Дисциплинарные взыскания работнику за невыполнение должностных обязанностей выносит руководство отделения и медорганизации.
Повышение квалификации средних медицинских работников: планы Минздрава
По информации Минздрава РК, в 2021 году стоимость грантов на подготовку медработников была увеличена в следующем соотношении:
-
для резидентов – на 83 %;
-
для бакалавров – на 59 %;
-
для магистрантов – на 26 %;
-
для докторантов – на 2,5 %.
Между тем, подъемные пособия для молодых специалистов, прибывших на работу в сельскую местность в рамках укомплектования медорганизаций квалифицированными кадрами, были увеличены с 70 до 100 МРП.
Был проработан механизм внесения изменений в государственный общеобязательный стандарт образования по медицинским и фармацевтическим специальностям, а также предусмотрен переход к международным стандартам обучения медкадров.
Так, была обеспечена подготовка кадров, специализирующихся на лечении болезней пожилых людей.
К слову, в 2021 году было реализовано 3 программы:
-
«Инновационные технологии в области геронтологии и гериатрии» – для врачей;
-
«Особенности ухода и реабилитации больных пожилого и старческого возраста», «Тактика медсестры ПМСП по уходу за онкобольными после химиотерапии» – для медперсонала среднего звена.
Напомним, повышение медицинской квалификации в рамках непрерывного медицинского образования предусматривается для специалистов с высшим и средним медицинским образованием. По итогам добровольной оценки теоретических знаний выдается сертификат. Прием заявления и выдача результатов осуществляются посредством портала «электронного правительства» или через канцелярию департаментов.

В свою очередь, аттестация на профкомпетентность специалистов в области здравоохранения – это процедура определения уровня профессиональной компетентности. Ее необходимо проходить каждые три года, но не ранее одного года со дня занятия соответствующей должности.
Кто подлежит аттестации? Руководители местных органов госуправления здравоохранением областей, городов республиканского значения и столицы и их заместители, руководители организаций, подведомственных уполномоченному органу, их заместители, руководители организаций здравоохранения, осуществляющих деятельность в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и др.
Памятка для руководителя: когда действие медработника могут признать противоправным
Воспользуйтесь памяткой, в которой эксперты дали разъяснения о том, какая ответственность грозит сотруднику медорганизаций если он совершил правонарушение. В статье разобрали различные аспекты возникновения уголовной ответственности медицинского персонала.
Читайте подробнее в журнале «Руководитель медицинской организации»
Для объективного и компетентного осуществления аттестации создают аттестационные комиссии.
Республиканская аттестационная комиссия включает представителей уполномоченного органа, организаций здравоохранения, организаций медицинского образования и науки, а также представителей неправительственной организации, общественных объединений и профсоюзов.
Местная аттестационная комиссия состоит из представителей управлений здравоохранения, организаций медицинского образования и науки, представителей неправительственной организации, общественных объединений, профсоюзов.
Узнайте, какие нормативные акты регулируют теперь процесс сертификации медработников в Казахстане
Читайте также: |
Количество членов аттестационной комиссии – не менее пяти человек, из числа которых назначается председатель.
Не позднее тридцати дней до начала аттестации рабочий орган/ответственное лицо направляет в кадровые службы уведомление о сроках проведения аттестации, включая список аттестуемых лиц и графики проведения аттестации.
Аттестация на профкомпетентность включает 3 этапа:
Список аттестуемых, графики и состав аттестационных комиссий утверждает руководитель соответствующего госоргана.
Ситуационный кейс: 25 вопросов и ответов для сертификации врачей
Женщина 45 лет обратилась к врачу в связи с резкой слабостью, усиливающейся после сильных эмоций, физической нагрузки. При осмотре – больная с трудом поднимает руки. АД 200/100 мм рт.ст., К+сыворотки кровь 2,5 ммоль/л. Вероятный диагноз:
- а)нейроциркуляторная дистония
- б)артериальная гипертония I степени
- в)артериальная гипертония II степени
- г)артериальная гипертония III степени
- д)синдром Кона
Что касается сертификации, она проводится в отношении медработников, фармацевтических работников и специалистов санитарно-эпидемиологической службы. Уполномоченный орган устанавливает перечень специальностей и специализаций, которые должны пройти сертификацию. Также предусмотрена сертификация медицинских менеджеров. Так установил Кодекс о здоровье (статья 27).
С 4 января 2021 года вступили в силу новые правила сертификации и подтверждения действия сертификата специалиста в области здравоохранения Казахстана.
Как известно, сертификацию специалистов в области здравоохранения проводят для определения их готовности к медицинской деятельности и допуска к клинической практике. Ранее такой допуск нужен был только медработникам, которые работают с пациентами.
Подтверждать сертификат специалиста необходимо каждые пять лет, так же как и сертификат менеджера в области здравоохранения – каждые пять лет.

Если у специалиста нет соответствующего сертификата специалиста в области здравоохранения, он не имеет право заниматься:
1) клинической практикой – исключение составляют врачи-резиденты, которые допускаются к работе с пациентами под надзором наставника и иностранных специалистов, имеющих нострифицированные документы об образовании;
2) фармацевтической практикой;
3) деятельностью в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
- Требуется ли специализация при переводе медицинской сестры из терапевтического профиля в подразделение хирургического профиля
- В Правила повышения квалификации и переподготовки медицинских и фармацевтических кадров внесены изменения
- Какие документы необходимы для получения лицензии на медицинскую деятельность для юридического лица?
Повышение квалификации в области биологической безопасности
25 ноября 2022 года вступил в силу приказ МЗ РК от 9 ноября 2022 года № ҚР ДСМ-132 «Об утверждении типовой программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области биологической безопасности». Так, профессиональную подготовку и переподготовку проводят:
1) для специалистов противочумных станций в рамках сертификационных курсов по теме «Биобезопасность, эпидемиология и микробиология особо опасных инфекций I-II группы патогенности»;
2) лабораторных специалистов при обращении с патогенными биологическими агентами II группы патогенности в рамках сертификационных курсов по теме «Биобезопасность, эпидемиология и микробиология особо опасных инфекций II группы патогенности»;
3) лабораторных специалистов при обращении с патогенными биологическими агентами II группы патогенности, в рамках сертификационных курсов по теме «Биобезопасность, эпидемиология и микробиология инфекционных заболеваний II группы патогенности»;
4) специалистов санитарно-эпидемиологической службы (биолог, зоолог или эпизоотолог, энтомолог) в рамках сертификационных курсов по теме «Биобезопасность, эпидемиология и эпизоотология особо опасных инфекций I-II группы патогенности»;
5) лаборантов при обращении с патогенными биологическими агентами I-II группы патогенности, вызывающих особо опасные инфекционные заболевания в рамках сертификационных курсов по теме «Биобезопасность, эпидемиология и микробиология особо опасных инфекций I-II группы патогенности»;
Для специалистов с высшим образованием проводят курсы повышения квалификации кадров в области биологической безопасности по теме:
- «Биобезопасность при особо опасных инфекциях I-II группы патогенности»;
- «Биобезопасность и дезинфекционное дело при особо опасных инфекциях» ;
- «Биобезопасность и инфекционный контроль».
- «ГИС технологии»;
- «Основы биобезопасности в лаборатории».

Курсы повышения квалификации медицинских работников
Повышение квалификации медицинских работников (в том числе повышение квалификации средних медицинских работников в Алматы, повышение квалификации медсестер в Казахстане, а также повышение квалификации фармацевтических работников) сегодня можно пройти в аккредитованных государственных и частных центрах.
Так, Центр менеджмента РЦРЗ проводит обучение в области менеджмента, корпоративного управления, лидерства в системе здравоохранения.
В число наиболее востребованных центров повышения квалификации специалистов в области здравоохранения входят:
Гость! Что важно знать врачу: |
- Государственный учебно-клинический центр «Астана» (организующий также курсы по оказанию первой медицинской помощи для немедицинских работников);
- Республиканский центр профессионального развития «Санат»;
- Центр дополнительного профессионального образования КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова ;
- Факультет непрерывного профессионального развития и дополнительного образования при Медицинском университете «Астана» и др.
С целью улучшения качества повышение квалификации медицинских работников (в том числе в частных центрах) процесс лицензирования максимально автоматизирован.

Повышение квалификации средних медицинских работников: пути развития сестринского дела в РК
Развитию среднего медицинского персонала в нашей стране, как и в мире, сейчас отводят значимое место.
По прогнозам, к 2030 году в мире будет наблюдаться недостаток медицинских специалистов, большая часть среди которых – именно сестринский персонал. Отмечают тенденцию старения сестринских кадров, снижения их количества и нехватку среднего медперсонала.
Одновременно растет число вакансий на должности среднего медицинского персонала в медорганизациях. Недостаток медперсонала среднего звена усилился на фоне новой коронавирусной инфекции.
В этой связи важно обратить внимание Правительства на развитие медицинского образования и возможность повышать квалификацию работающим медработникам в течение всей трудовой деятельности. Также требуется усиление мер по мотивации и притоку в сферу охраны здоровья специалистов сестринского дела в возрасте до 35 лет.
Основные направления развития сестринского дела
В рамках ЦУР – направления развития сестринского дела в области образования – предполагается сделать акцент одновременно на 3 аспектах:
- преподавательском составе медицинских учебных заведений ,
- образовательной инфраструктуре,
- обучающихся.
Стандарты подготовки специалистов сестринского дела определяют содержание программы подготовки медкадров данного уровня, продолжительность обучения и порядок аттестации.
Однако получить четкие данные о том, насколько стандарты обучения медкадров среднего звена являются проработанным и эффективным инструментом подготовки кадров для здравоохранения, в настоящий момент не представляется возможным из-за отсутствия экспертных и аналитических данных или их неполноты.
Продолжение читайте в журнале "Старшая медицинская сестра".
- Приказ Министерства здравоохранения РК от 14.04.2017 № 165 Об утверждении Типовых программ повышения квалификации и переподготовки медицинских и фармацевтических кадров
- Приказ Министерства здравоохранения РК от 21.12.2020 № ҚР ДСМ-305/2020 Об утверждении номенклатуры специальностей и специализаций в области здравоохранения, номенклатуры и квалификационных характеристик должностей работников здравоохранения
- Приказ Министерства здравоохранения РК от 30.01.2008 № 27 Об утверждении перечней клинических специальностей подготовки в интернатуре и резидентуре
- Приказ Минздравсоцразвития РК от 28.12.2015 № 1045 Об утверждении общих требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в организации