text
MCFR.KZ Медицина

Коммуникативная компетентность врача

  • 26 мая 2017
  • 1909
эксперт ЭС “ACTUALIS“, автор ряда изданий Цифрового издательства “МЦФЭР-Казахстан”, к. м. н, доцент, г. Караганда
Коммуникативная компетентность врача

В профессии врача для достижения лечебно-диагностических задач требуется совершенное владение приемами и методами эффективного коммуникативного общения.

Коммуникации между врачом и пациентом

Навыки эффективного общения необходимы врачу также для разрешения личностных и семейных проблемных ситуаций пациента, способных оказывать влияние на исход заболевания и качество его жизни в целом.

Взаимоотношения «врач – пациент» – важнейшая концептуальная составляющая лечебного процесса. Несмотря на это, в большинстве современных клиник камнем преткновения все чаще становится комплаентность.

Комплаентность – приверженность лечению

Комплаентность (от англ. patient compliance), приверженность лечению – степень соответствия между поведением пациента и рекомендациями, полученными от врача.

Традиционно в Республике Казахстан, как и в других странах, проблема приверженности пациента назначенному лечению находится в сфере интересов врачей соматической практики. В повседневности «учителем и наставником» пациента является врач, требования которого необходимо выполнять неукоснительно.

Этот посыл, естественно, приводит врача к полной ответственности за жизнь и здоровье пациента. Неслучайно в нашем обществе наиболее популярна патерналистская модель взаимодействия врача и больного.

Коммуникативные навыки врача

Исследования, проведенные в медицинских учреждениях Европы и США, показали клинически значимые различия в результатах лечения у врачей, владеющих коммуникативными навыками, и врачей, не придающих значения этому компоненту своей работы. Первые обеспечивали более успешные результаты своей деятельности.

Установлено, что врач с эффективными коммуникативными навыками определяет проблему пациента более точно, а пациенты такого врача лучше настроены психологически и более удовлетворены врачебным наблюдением.

Немаловажно и то, что и врач, обладающий эффективными коммуникативными навыками, от своей лечебной работы получает большее удовлетворение.

Отдавая должное современным успехам и достижениям здравоохранения в области практической хирургии, фармакотерапии, отдавая должное строгому соблюдению предписаний врача, образ жизни пациента до, после и во время лечения часто является решающим элементом успеха или неуспеха лечения в целом.

Проблема установления сотрудничества между врачом и больным приобретает все большую актуальность.

Коммуникации между врачом и пациентом сегодня являются предметом пристальных исследований.

Успешные коммуникации между врачом и человеком, нуждающимся в медицинской помощи, способствуют углублению отношений, повышают доверие к оказываемой помощи. Многие исследователи подчеркивают важность межличностных навыков общения врача и пациента в контексте специализированных коммуникаций.

Уход за пациентом

Другим не менее важным аспектом коммуникации между пациентом, его родственниками и медицинским персоналом выступает длительность и непрерывность ухода за пациентом, которая обеспечивается всеми субъектами коммуникативного процесса в ходе лечения.

Исследования, проведенные российскими учеными: д. м. н. Сиротой Н. А., д. м. н. Ялтонским В. М. и Московченко Д. В., указывают на важность достижения доверия пациента к лечащему врачу и медицинскому персоналу, веры в оказываемую медицинскую помощь.

Доверие пациента

Анализ литературных данных по проблеме коммуникаций указывает на то, что пациенты доверяют в большей степени тем врачам, которые основательно и подробно информируют их обо всех вопросах болезни, ее лечения и, что особенно важно, проявляют сочувствие и готовность выслушать пациента всегда и по любому вопросу.

Наряду с оценкой собственно личности врача, исследователями подчеркивается важность стиля привязанности пациента к врачу. Безопасный стиль связан с большим доверием к лечащему врачу. Пациенты же с избегающим или тревожным стилем привязанности в меньшей степени склонны к доверию и достигают желаемых результатов в лечении в более поздние сроки. Выявлена достоверная связь между уровнем доверия пациента к лечащему врачу и желаемыми результатами лечения.

Эффективные коммуникации между врачом и пациентом, существенно влияющие на эмоциональное состояние больного, приводят к значительному снижению у него уровня тревожности и, как следствие, к его более раннему выздоровлению.

Подробнее читайте в журнале "Руководитель медицинской организации" № 2, 2016

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
Чтобы читать дальше, пожалуйста, зарегистрируйтесь!

Мы вынуждены сделать доступ по регистрации, чтобы обеспечить качество публикаций и защитить авторские права редакции.
После регистрации у вас будет доступ ко всем материалам и сервисам на портале.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
1 минута, и вы продолжите чтение
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль