Коммуникативная компетентность врача

1357
Коммуникативная компетентность врача
Огарков Владимир Федорович
эксперт ЭС “ACTUALIS“, автор ряда изданий Цифрового издательства “МЦФЭР-Казахстан”, к. м. н, доцент, г. Караганда
В профессии врача для достижения лечебно-диагностических задач требуется совершенное владение приемами и методами эффективного коммуникативного общения.

Коммуникации между врачом и пациентом

Навыки эффективного общение необходимы врачу также для разрешения личностных и семейных проблемных ситуаций пациента, способных оказывать влияние на исход заболевания и качество его жизни в целом.

Взаимоотношения «врач – пациент» – важнейшая концептуальная составляющая лечебного процесса. Несмотря на это, в большинстве современных клиник камнем преткновения все чаще становится комплаентность.

Комплаентность (от англ. patient compliance), приверженность лечению – степень соответствия между поведением пациента и рекомендациями, полученными от врача.

Традиционно в Республике Казахстан, как и в других странах, проблема приверженности пациента назначенному лечению находится в сфере интересов врачей соматической практики. В повседневности «учителем и наставником» пациента является врач, требования которого необходимо выполнять неукоснительно. Этот посыл, естественно, приводит врача к полной ответственность за жизнь и здоровье пациента. Неслучайно в нашем обществе наиболее популярна патерналистская модель взаимодействия врача и больного.

Исследования, проведенные в медицинских учреждениях Европы и США, показали клинически значимые различия в результатах лечения у врачей, владеющих коммуникативными навыками, и врачей, не придающих значения этому компоненту своей работы. Первые обеспечивали более успешные результаты своей деятельности. Установлено, что врач с эффективными коммуникативными навыками определяет проблему пациента более точно, а пациенты такого врача лучше настроены психологически и более удовлетворены врачебным наблюдением.

Немаловажно и то, что и врач, обладающий эффективными коммуникативными навыками, от своей лечебной работы получает большее удовлетворение.

Отдавая должное современным успехам и достижениям здравоохранения в области практической хирургии, фармакотерапии, отдавая должное строгому соблюдению предписаний врача, образ жизни пациента до, после и во время лечения часто является решающим элементом успеха или неуспеха лечения в целом.

Проблема установления сотрудничества между врачом и больным приобретает все большую актуальность.

Коммуникации между врачом и пациентом сегодня являются предметом пристальных исследований.

Успешные коммуникации между врачом и человеком, нуждающимся в медицинской помощи, способствуют углублению отношений, повышают доверие к оказываемой помощи. Многие исследователи подчеркивают важность межличностных навыков общения врача и пациента в контексте специализированных коммуникаций. Другим не менее важным аспектом коммуникации между пациентом, его родственниками и медицинским персоналом выступает длительность и непрерывность ухода за пациентом, которая обеспечивается всеми субъектами коммуникативного процесса в ходе лечения.

Исследования, проведенные российскими учеными: д. м. н. Сиротой Н. А., д. м. н. Ялтонским В. М. и Московченко Д. В., указывают на важность достижения доверия пациента к лечащему врачу и медицинскому персоналу, веры в оказываемую медицинскую помощь.

Анализ литературных данных по проблеме коммуникаций указывает на то, что пациенты доверяют в большей степени тем врачам, которые основательно и подробно информируют их обо всех вопросах болезни, ее лечения и, что особенно важно, проявляют сочувствие и готовность выслушать пациента всегда и по любому вопросу.

Наряду с оценкой собственно личности врача, исследователями подчеркивается важность стиля привязанности пациента к врачу. Безопасный стиль связан с большим доверием к лечащему врачу. Пациенты же с избегающим или тревожным стилем привязанности в меньшей степени склонны к доверию и достигают желаемых результатов в лечении в более поздние сроки. Выявлена достоверная связь между уровнем доверия пациента к лечащему врачу и желаемыми результатами лечения.

Эффективные коммуникации между врачом и пациентом, существенно влияющие на эмоциональное состояние больного, приводят к значительному снижению у него уровня тревожности и, как следствие, к его более раннему выздоровлению.

Подробнее читайте в журнале "Руководитель медицинской организации" № 2, 2016.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией






© 2007–2017  «Медицина  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Медицина МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12/13

По вопросам клиентской поддержки:         +7 (727) 237-77-04



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы медицины

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
  • доступ к 1 500+ полезным статьям
  • 1 500+ актуальных ответов от ведущих экспертов
  • алгоритмы, СОПы, инструкции
  • ежедневно обновляемая информация
  • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль