Почти половина детей в Казахстане начинают пользоваться гаджетами уже в возрасте 2–3 лет, а каждый десятый знакомится со смартфонами еще в младенчестве. Современные технологии, созданные для удобства, все чаще становятся причиной зависимости, особенно у малышей. В этой статье рассмотрим, почему возникает гаджет-зависимость, какие у нее последствия, как ее выявить и что может сделать медсестра детского сада для помощи детям и их родителям.
Скачайте еще больше образцов и шаблонов здесь
Зависимость от гаджетов у детей: причины и последствия
Ученые из США, Великобритании, Китая и России провели ряд исследований относительно зависимости детей от гаджетов и пришли к неутешительным прогнозам. Ограниченные от своих «помощников» на определенное время школьники и подростки (от 8 до 24 часов) испытывали тревожные состояния и даже ощущения сродни ломке. В результате эксперты сделали заключение, что зависимость детей от гаджетов в недалеком будущем может перерасти в серьезную проблему.
Гость! Что важно знать врачу: |
А ведь, в первую очередь, в этом виноваты родители. Потому что это удобно. Точнее, удобный ребенок, погруженный в виртуальный мир, доставляет куда меньше беспокойства, чем малыш, с которым нужно придумывать разного рода развлечения, положительно влияющие на его развитие. В свою очередь, производители гаджетов делают все, чтобы поддерживать интересы детей и подростков. Получается замкнутый круг, выйти из которого можно только с помощью мамы и папы.
Впрочем, давайте по порядку. Назовем ключевые причины – всего эксперты выделяют пять.
Что касается последствий, чрезмерный просмотр мультиков и злоупотребление видеоиграми препятствует развитию самостоятельности и любознательности. Чем младше ребенок, тем выше риск формирования зависимости от видеоигр и просмотра мультиков.
Мультфильмы и видеоигры с быстрым и ярким видеорядом, обилием громких звуков подавляют активность ребенка и блокируют его личную инициативу. Почти с младенчества он привыкает к мельканию кадров, как результат – внимание не натренировано, а мышление не развивается.
Гаджет-зависимость у детей проявляется в нежелании и отказе от других занятий, потому что это гораздо проще и быстрее, нежели придумывать себе другие занятия.
В результате вырастает подросток с искаженными приоритетами: сначала виртуальность, а потом реальность.
Читайте также: |
Как определить гаджет-зависимость у детей
Определить зависимость детей от гаджетов совсем несложно – достаточно провести анкетирование родителей при помощи двух анкет. Первая поможет выявить симптомы мультзависимости, а вторая покажет симптомы зависимости от гаджетов. Ознакомиться подробнее и скачать актуальные образцы вы можете в начале данной статьи.
По результатам анкетирования выделите детей из группы риска. Чаще всего мульт- и гаджет-зависимость формируется у детей с личностными и социальными проблемами. Чем меньше жизнь ребенка заполнена живыми событиями, чувствами и отношениями, тем больше шансов возникновения у него цифровой зависимости. Также семейные традиции влияют на привычку ребенка увлекаться гаджетами и мультфильмами. Медсестра должна знать, у каких детей развивается зависимость от мультфильмов и гаджетов.
Подросток на приеме: рекомендации врачу, как правильно себя вести и предупредить нападки родителей
При всей своей внешней независимости подростки нуждаются в помощи взрослых. Однако, чересчур излишнее внимание к себе, настойчивые расспросы и навязчивые советы подросток рассматривает, как попытки его контролировать и лишить самостоятельности.
В числе очевидных признаков зависимости от телефона также можно выделить:
-
низкий уровень концентрации внимания;
-
проблемы с когнитивными способностями;
-
проблемы, возникающие при принятии решений;
-
регулярные головные боли, ухудшение зрения, боли в шейном отделе позвоночника;
-
нарушения сна, бессонница;
Что делать, если ребенок зависим от телефона?
Прежде всего, не паниковать. И проводить профилактику мульт- и гаджет-зависимостей у детей на протяжении года, как минимум. В целом, эксперты выделяют 4 действенных шага для медицинского работника дошкольного учреждения, чтобы отучить ребенка от гаджетов.
Шаг 1. Запретите использовать гаджеты в детском учреждении: приносить смартфоны, телефоны или смарт-часы. Оформите запрет юридически, внесите соответствующий пункт в договор с родителями.
Шаг 2. Составьте с воспитателями регламент по просмотру мультфильмов и строго контролируйте исполнение. Рекомендуйте выбирать короткие мультфильмы с несложным сюжетом, без драк, насилия, злых героев. Следите, чтобы детей рассаживали на стулья в 2–3 метра от экрана телевизора или монитора компьютера с диагональю 59–69 см. Контролируйте осанки детей. Проследите, чтобы групповая была освещена, но свет не падал на экран. Продолжительность просмотра в младшей и средней группах – не более 20 минут, в старшей и подготовительной к школе группах – не более 30 минут. Не разрешайте воспитателям показывать мультфильмы в группах раннего возраста и младших группах.
Заключение
Гаджет-зависимость – серьезная проблема, требующая внимания родителей и педагогов. Важно не только ограничивать время, проведенное за экраном, но и предлагать ребенку интересные альтернативы – игры, спорт, живое общение. Медицинские работники детского сада могут сыграть ключевую роль в профилактике, помогая выявлять зависимость на ранних этапах и консультируя родителей по вопросам цифровой гигиены.
- Приказ Министерства здравоохранения РК от 17.09.2010 № 729 О мерах по совершенствованию профилактической помощи детям раннего возраста в Республике Казахстан
- Приказ Министерства здравоохранения РК от 07.04.2017 № 141 Об утверждении Правил оказания медицинской помощи обучающимся и воспитанникам организаций образования
- Приказ Министерства здравоохранения РК от 15.12.2020 № ҚР ДСМ-264/2020 Об утверждении правил, объема и периодичности проведения профилактических медицинских осмотров целевых групп населения, включая детей дошкольного, школьного возрастов, а также учащихся организаций технического и профессионального, послесреднего и высшего образования