text
MCFR.KZ Медицина

Вопросы этики деловых отношений у руководителей. Часть 2

  • 7 августа 2017
  • 213
кандидат медицинских наук, доцент
Вопросы этики деловых отношений у руководителей. Часть 2
Вопросы этики деловых отношений у руководителей. Часть 2

В связи с достижениями в биологической науке, работники вынуждены принимать решения, которые входят в противоречия с нормами классической медицинской этики.

Продолжение. Начало: Вопросы этики деловых отношений у руководителей. Часть 1

Биомедицинская этика

В связи с колоссальными достижениями в биологической и медицинской науке и внедрением новых медицинских технологий в начале XXI в. медицинские работники иногда вынуждены принимать решения, которые входят в противоречия с нормами классической медицинской этики. Повышенное внимание к правам личности, в том числе пациента, привело к новому пониманию сути взаимоотношений между медицинским работником и пациентом. Все это послужило предпосылками к возникновению и развитию биомедицинской этики (биоэтики). По определению В. Поттера, биоэтика – это соединение биологических знаний и человеческих ценностей. Изучая моральные, философские, теологические, правовые и социальные проблемы, рождающиеся по мере развития биологии и медицины, биоэтика тем самым становится междисциплинарной областью знаний, охватывает медицинскую этику и простирается за ее пределы.

Основные проблемы биомедицинской этики перекликаются с проблемами классической медицинской этики:

• право на жизнь;

• аборт, контрацепция, стерилизация;

• новые репродуктивные технологии;

• право на смерть, эвтаназия;

• медико-биологические эксперименты на человеке;

• генетика, генные технологии;

• трансплантация органов;

• психиатрия и права человека;

• моральные проблемы ВИЧ-инфекции;

межпрофессиональные отношения в медицине;

• проблемы социальной справедливости в медицине.

Врач, медицинская сестра, работающие в организациях, оказывающих медицинскую помощь женщинам, не могут не задумываться об этических аспектах искусственного прерывания беременности, о контрацепции и стерилизации, являющихся современными формами медицинского вмешательства в репродуктивную функцию человека.

Например, является ли аборт нарушением основного принципа медицинской этики – «не навреди»? Допустимо ли его проведение с этической точки зрения (а она совсем не обязательно совпадает с юридической)? Если да, то в каких случаях?

«Actualis: Медицина»

42


Гостевых доступов осталось сегодня на электронную систему «Actualis: Медицина»


Ответы на эти вопросы зависят от образа мыслей, воспитания и конфессиональной принадлежности медицинского работника.

Одна из важнейших проблем, связанных с новыми биотехнологиями, – искусственное оплодотворение, которое предоставляет возможность преодолеть бесплодие. Использование этой технологии затрагивает такие человеческие ценности, как природа самого брака, взаимоотношения супругов, судьба будущего ребенка. С точки зрения морали здесь важно не перейти ту грань, где вмешательство носит характер терапевтической помощи, а не превращается в вид манипуляции, эксперимента. Сегодня искусственное оплодотворение не вызывает морального осуждения в обществе и даже имеет законодательное разрешение. Действительно, каждая женщина имеет право быть матерью, и долг медицины – помочь ей в этом. Но моральная проблема от этого никуда не делась.

Уязвимый и спорный с позиции биоэтики момент – суррогатное материнство, когда оплодотворенная яйцеклетка вносится в матку суррогатной матери, которая вынашивает и рожает ребенка, передавая его впоследствии биологическим родителям. В этом случае очевидна манипуляция телесной природой ребенка, получающего генетическое наследие от двух определенных лиц и жизненное внутриматочное обеспечение – от суррогатной матери. Все это способствует ряду злоупотреблений в отношении не только брака, но и ребенка, с которым обращаются не как с личностью, имеющей право знать собственных родителей и идентифицировать себя с ними.

Ожесточенные споры велись и ведутся вокруг проблемы клонирования человека. В обсуждении морального аспекта клонирования участвуют биологи, врачи, философы, священнослужители. Высказываются две противоположные точки зрения.

Подробнее читайте в журнале «Руководитель медицинской организации» № 6, 2016.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
Чтобы читать дальше, пожалуйста, зарегистрируйтесь!

Мы вынуждены сделать доступ по регистрации, чтобы обеспечить качество публикаций и защитить авторские права редакции.
После регистрации у вас будет доступ ко всем материалам и сервисам на портале.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
1 минута, и вы продолжите чтение