Руководитель медицинской организации

СОП как элемент управления качеством медицинской помощи

  • 27 июня 2019
  • 34536
  • Средний балл: 0 из 5
эксперт ЭС “ACTUALIS“, эксперт журнала “Старшая медицинская сестра”, врач-эпидемиолог, г. Алматы

СОП — это стандартные операционные процедуры, которые являются высокоэффективным инструментом и являются основным элементом управления качеством медицинской помощи. Мы подробно расскажем какие документы используют в стандартизации, о способах стандартизации, этапах разработки и внедрения СОПов в медицинских организациях РК.

В широком понимании стандарт — образец, эталон, который принимается за начальный, исходный для сопоставления с ними других подобных объектов. Человек начал пользоваться стандартами очень давно. С развитием цивилизации и совершенствованием технологий эта тема только набирала популярность.

Значение СОПов в управлении качеством медицинской помощи

СОП как элемент управления качеством медицинской помощи
В современном мире любой руководитель медицинской организации должен владеть самыми последними методиками повышения эффективности, особое внимание уделяя повышению качества оказания медицинской помощи, которое в свою очередь зависит от профессиональной подготовленности медперсонала. Процесс обучения в МО должен иметь регулярную основу и опираться на установленные стандарты.
Стандарт в медицине – это отправная точка, без которой невозможно дальнейшее совершенствование
Наверняка многим знакома ситуация, когда несколько работников выполняют одну и ту же операцию по-разному, исходя из собственного опыта и знаний. При этом каждый из них считает, что именно его метод – самый правильный. 
При такой организации вариативность процесса становится значительно шире, повышая, соответственно, и количество несоответствий. Следовательно, установить причину несоответствия и устранить ее становится достаточно сложно.Более того, подобные проблемы имеют тенденцию множиться и повторяться.
СОП как элемент управления качеством медицинской помощи
Процесс стандартизации медицинских манипуляций является основой для профилактики ошибок медперсонала, а следовательно повышается степень удовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи. Когда процесс выполнения медицинских манипуляций проводится по единому для всех стандарту, легче идентифицировать, найти и устранить причины появления ошибок.

СОП - стандартные операционные процедуры

Стандартные операционные процедуры (далее – СОПы) – это документально оформленные инструкции и алгоритмы по выполнению рабочих процедур медицинским персоналом. Каждая медицинская организация разрабатывает СОПы самостоятельно в зависимости от ее типа, мощности, структуры, материально-технического обеспечения, укомплектованности кадрами и др.
Для управления качеством медицинской помощи, контроля работы персонала, своевременного реагирования на изменения, минимизации рисков при оказании медицинской помощи, каждой медицинской организации необходимо разработать СОПы - стандартные операционные процедуры, регламенты и алгоритмы. 

Какие документы используют для стандартизации в РК

В системе менеджмента качества МО принято выделять два основных типа документов: 
• стандартная операционная процедура (СОП). 
Эти документы стандартизируют процессы в медорганизации.
Регламент процессауправленческий документ. Он описывает этапы процесса, ответственность, критерии результативности, промежуточный и итоговый контроль и т. д.
СОП - стандартная операционная процедура регламентирует выполнение конкретного этапа процесса. Идеально, когда СОП в медицине выполняет один сотрудник. СОПы стандартизируют не только процедуры, но также навыки и знания медработников.

Стандартные операционные процедуры как элемент управления качеством медицинской помощи

СОП как элемент управления качеством медицинской помощи
Динара Макажанова эксперт ЭС “ACTUALIS: Медицина“, эксперт журнала “Старшая медицинская сестра”, врач-эпидемиолог, г. Алматы
Стандартные операционные процедуры (далее - СОПы) – это документально оформленные инструкции и алгоритмы по выполнению рабочих процедур медицинским персоналом.

Как разрабатывать стандарты в медицине

При создании и внедрении регламентов и СОПов влияющих на качество медицинской помощи применяют два подхода: «сверху вниз» и «снизу вверх». Предлагаем рассмотреть их отличия.

Два способа создать и внедрить документы для стандартизации процессов в медорганизации

Параметры

«Сверху вниз», императивно

«Снизу вверх», участвует персонал

Как

создают

Документы создают два–три человека. Они изучают международный и отечественный опыт, примеры документов других организаций, рекомендации ВОЗ и профессиональных ассоциаций и создают документы.

Документы регламентируют выполнение работ «как должно быть» с учетом специфики медорганизации.

Часто привлекают внешних экспертов, чтобы написать «как надо».

В бизнес-среде этот подход известен как моделирование бизнес-процессов.

Когда документы созданы, их передают наиболее квалифицированным сотрудникам для анализа и согласования, доработки деталей

Создать документы поручают исполнителям. Персонал описывает работу «как есть».

Затем руководство принимает решение, оставлять процедуру или процесс в исходном виде или необходимо что-то поменять.

Обычно документы создают параллельно с внутренними аудитами. Итоговые документы получаются на третьем или четвертом цикле согласования.

Как

внедряют

По согласованным и утвержденным документам проводят обучение персонала. Чтобы заставить персонал работать по новым правилам, применяют убеждения, поощрения и, наконец, наказания. На первых этапах приходится преодолевать сильное сопротивление медработников

Документы внедряют параллельно с разработкой. Поскольку персонал с самого начала участвует в создании СОПов, сопротивление нововведениям небольшое.

Основная трудность – заставить персонал писать СОПы.

Как распределена ответственность

Руководители создают документы. Наиболее квалифицированные линейные исполнители дорабатывают

Непосредственные исполнители создают документы. Руководители дорабатывают и согласовывают

Когда

применяют

При разработке регламентов процессов:

– когда квалификация линейного персонала по какому-либо направлению существенно ниже, чем требуется;

– наблюдается серьезное сопротивление персонала;

– нет времени на специальное обучение персонала.

При разработке СОПов, инструкций и др.:

– когда квалификация исполнителей достаточна;

– есть возможность выделить временной ресурс для обучения.

В этом случае СОП становится инструментом повышения квалификации персонала.

На практике оба подхода надо применять одновременно. Регламенты процессов обычно создает руководство, так как эти документы необходимы в первую очередь руководителям. СОПы для медицинских работников создаются на местах.
Однако если квалификации персонала или времени недостаточно или если персонал серьезно сопротивляется созданию документов, можно в обоих случаях применить императивный метод.
Регламенты процессов и СОПы в медицине разрабатывают и внедряют поэтапно. Все этапы отражены в таблице.

Этапы разработки и внедрения регламента или СОПа

Этап

Что делать

1. Анализ ситуации

Изучить документы, которые уже существуют: приказы, распоряжения, положения по отделениям, должностные инструкции и т. д.

Провести внутренний аудит и выяснить, где применяют эти документы и выполняют ли их. Документы, которые дублируют друг друга, чрезмерно сложны, не применяются на практике,  рекомендуется отменить и уничтожить.

2. Выбор и обучение персонала, который будет создавать документы

Выбрать сотрудников, ответственных за разработку регламентов процессов и СОПов, необходимо провести обучение.

3. Разработка первой версии регламентов иСОПов

Поручить сотрудникам описание выполнения работы на текущий момент, сделать фотографии рабочего дня и хронометраж рабочего времени. При необходимости провести  дополнительные внутренние аудиты.

4. Оптимизация процессов и процедур

Определить процессы и процедуры, где необходимы изменения, улучшения, оптимизация и стандартизация. Применить бережливые технологии.

5. Создание второй версии регламентов и СОПов

Разработать процедуру создания регламентов и СОПов в МО. Поручить сотрудникам разработать документы, внести регламенты и СОПы в общий реестр.

6. Разработка алгоритмов на базеСОПов и регламентов

Создать алгоритмы – краткие, четкие, схематичные справки для персонала. Заламинировать и повесить на общее обозрение персонала.

7. Оценка знаний

Для каждого СОПа разработать  лист оценки знаний. Это может быть перечень вопросов и тестовых заданий.

8. Утверждение СОПов и регламентов

Согласовать и утвердить СОПы и регламенты процессов.

9. Включение СОПов в должностные инструкции

Поручить ответственным лицам составить для каждой должностной инструкции перечень СОПов, которыми должен владеть сотрудник в данной должности.

10. Внедрение СОПов и регламентов

Провести обучение и оценку знаний персонала. Регулярно проводите внутренние аудиты, в том числе на предмет выполнения СОПов

11. Актуализация

Необходимо периодически обновлять СОПы и установите период их обновления (регламенты и СОПы требуется актуализировать не реже одного раза в три года).

Как разработать регламент процесса

Регламент процесса разрабатывают для всех процессов МО. 
С помощью регламента можно:
• детально анализировать процесс в ходе его описания;
• выявлять зоны рисков при взаимодействии процесса с другими процессами;
• точно распределять ответственность и полномочия участников процесса;
оценивать ресурсы для функционирования процесса;
• устанавливать индикаторы качества, безопасности и эффективности процесса;
• устанавливать KPI для ответственных лиц за процесс
Регламенты используют: 
• высшее руководство; 
• экономическая служба; 
• отдел по персоналу; 
• руководители подразделений; 
• владельцы процессов или ответственные за них.
За организацию разработки регламентов процесса отвечает руководитель МО. Разрабатывать регламент может любой руководитель, а также назначенные им лица. Для этого они обращаются в службу качества медицинской организации. 

Как ввести регламент процесса в практику

СОП как элемент управления качеством медицинской помощи
Весь персонал, который относится к медицинской деятельности, должен обучаться по регламенту установленному в МО. Это должен знать, уметь, понимать сотрудник каждого подразделения. Факт обучения фиксируют в журнале внутреннего обучения. После обучения проводят мини-экзамен,  и далее ежегодно при аттестации персонала.

Современные подходы к управлению качеством медицинской помощи на уровне ПМСП2

СОП как элемент управления качеством медицинской помощи
Нейля Усебаева автор журнала «Руководитель медицинской организации», заведующая кафедрой менеджмента здравоохранения КазМУНО, к. м. н., ассоциированный профессор, г.Алматы
При определении задач и содержания деятельности по обеспечению качества медицинской помощи ВОЗ выделяет четыре компонента:

Внедрение СОПов в практику

После написания, согласования и утверждения СОПов, необходимо провести специальное обучение персонала. Не рекомендуется просто отдать СОП на изучение сотруднику под подпись. Это не гарантирует, что персонал действительно изучит и правильно поймет СОП.
Поэтому требуется разработать систему обучения персонала. Обучение может быть организовано в виде лекции, тренинга, персонального разъяснения и т. д. Факт обучения фиксируется документально.
Обучать персонал разработанным (новым) и актуализированным СОПам следует только  после проверки и утверждения документов. 
Обучение проводит разработчик СОПа, руководитель службы качества или руководитель отделения МО. Период обучения зависит от сложности СОПа, но не более пяти рабочих дней, включая тестирование и пересдачу.
После обучения все сотрудники, которые должны выполнять СОП, сдают мини-экзамен: отвечают на теоретические вопросы, выполняют тестовые задания.
СОП должен содержать экзаменационный лист для оценки знаний сотрудников. Контрольные вопросы предоставляются на последней странице СОПа. Ксерокопию последней страницы СОПа с вопросами и индивидуальные листы обучения можно заранее выдать сотрудникам на общем собрании.
При проверке знаний СОПа положительным результатом считается ≥ 80 процентов правильных ответов. Если сотрудник затрудняется с ответами или отвечает неверно, то он проходит повторное обучение и повторно сдает тест.
Данные об обучении персонала заносят в журнал инструктажа и обучения сотрудников, где указывают дату обучения, идентификатор СОП, по которому проводили обучение. Каждый сотрудник по итогам обучения ставит подпись в журнале.
Они будут допуском к индивидуальному выполнению работы. Далее знание и умение выполнять СОПы станет частью ежегодной системы внутренней аттестации персонала.

logo
Мы еще не знакомы?

       

        Давайте познакомимся!
        Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться

Дорогой коллега,                  
заберите Ваш подарок!             

Доступ к журналу                  
«Руководитель медицинской организации»