Генеральная уборка в ЛПУ является одним из звеньев санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение внутрибольничных инфекций. В данной статье представлен алгоритм генеральной уборки в ЛПУ.
Предназначение проведения генеральной уборки в ЛПУ
Предназначение генеральной уборки в ЛПУ – обеспечение чистоты и порядка в помещениях. Уборка выполняется в профилактических, противоэпидемических и противоинфекционных целях. Результаты уборки ведут к сохранению санитарно-гигиенического распорядка.
Уборка входит в список санитарных и противоэпидемических мер и является способом предотвращения инфекции в больницах, поликлиниках, в кабинетах профилактики. Очистке подвергаются поверхности, содержащие микробы и другие микроорганизмы, удаляются пыль и грязь, любые вещества биологической природы.
Виды уборок в ЛПУ
I. Уборка с большим количеством воды и моющих компонентов.
II. Генеральная уборка в ЛПУ.
III. Очистка помещения после выписки больных.
★Каковы преимущества метода "безведерной уборки" помещений в ЛПО★

Марина Гаппарова
эксперт ЭС “ACTUALIS: Медицина“, автор журнала “Старшая медицинская сестра”, руководитель направления промышленного оборудования Miele, г. АлматыПравила и организация генеральной уборки в ЛПУ
Генеральной уборке в ЛПУ предшествует классифицированная подготовка работников младшего, среднего уровня клинических отделов. Существует документированное обучение по различным типам уборок, которое вменяется персоналу.
Проверку результатов уборок проводят старшие медсестры, сестры-хозяйки.
Процесс уборок отслеживается службой инфекционного контроля.
Перечень инструментов для проведения генеральной уборки в ЛПУ
Для проведения генеральной уборки в ЛПУ необходим следующий набор инструментов:
- защитная одежда (маска, перчатки, спецовка);
- комплект приспособлений (тряпки, щетки, швабры, ерши, распылители);
- чистящие и дезинфицирующие растворы, допущенные к использованию в Республике Казахстан;
- ведра должны быть помечены, использование для посторонних работ запрещено.
Читайте другие полезные статьи в журнале "Старшая медицинская сестра":
Ссылки
Приказ МЗ РК от 31.05.2017 № 357 «Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам здравоохранения».
Документы, необходимые для проведения генеральной уборки в ЛПУ
Для проведения генеральной уборки в ЛПУ необходимо наличие следующих документов:
- дневник для фиксации чистки и кварцевания;
- инструкция по использованию дезинфекционного средства;
- описание воздушного обеззараживания.
Проведение генеральной уборки в ЛПУ
Генеральная уборка в ЛПУ планируется на еженедельной основе, в рамках утвержденного распорядка, с очисткой и дезинфекцией техники, приборов, мебели, пола в следующих помещениях:
- операционные кабинеты;
- перевязочные;
- родильные отделения;
- процедурные;
- манипуляционные отделы;
- блоки для стерилизации;
- отделы интенсивной терапии;
- смотровые залы;
- инвазивные комнаты;
- кабинеты с асептическим режимом.
★Интересный вопрос★
Как организовать инструктаж персонала, осуществляющего генеральную уборку в ЛПУ?

Динара Макажанова
эксперт ЭС “ACTUALIS: Медицина“, эксперт журнала “Старшая медицинская сестра”, врач-эпидемиолог, г. Алматы.- Первый руководитель ЛПО утверждает краткие пошаговые инструкции, алгоритмы текущих и генеральных уборок.
- Проводятся занятия на рабочих местах и в виде семинаров.
- Заводится журнал инструктажа.
Генеральная уборка в ЛПУ проводится
Ежемесячно по эпидемиологическим показаниям, в рамках утвержденного распорядка, с очисткой и дезинфекцией техники, приборов, мебели, пола в следующих помещениях:
- палатах;
- подсобных помещениях;
- кабинетах.
Алгоритм генеральной уборки в ЛПУ
Перед генеральной уборкой в ЛПУ необходимо:а) надеть защитный халат, маску и другие специальные средства защиты;
б) белье и постельные принадлежности (матрацы, подушки, одеяла) пропустить через камерную дезинфекцию или подвергнуть воздействию дезинфекционных химвеществ;
в) для уменьшения помех убрать мебель из помещений или сгруппировать;
д) разбавить очистные и обеззараживающие растворы согласно правилам;
Последовательность проведения генеральной уборки в ЛПУ
Генеральную уборку в ЛПУ следует проводить в определенной последовательности:
а) потолки, стены, мебель, а также технику в кабинетах обработать 0,5 % моющим раствором (из расчета 50 гр. порошка на 10 литров жидкости или дезинфекцией с чистящим эффектом*) и смыть чистой водой;
б) потолки, стены, мебель, а также технику в кабинетах подвергнуть орошению или протереть ветошью, смоченной дезинфицирующим компонентом в требуемой концентрации;
в) после уборки помещение запирается на определенное время для дезинфицирующего эффекта;
г) после дезинфекции комнаты проветриваются;
д) места обработки промываются водой и подвергаются сушке (стены, потолок, мебель, техника) чистой ветошью;
е) в завершение уборки пол моется с применением дезинфицирующей жидкости;
ё) все помещения подвергаются кварцеванию с учетом объема и площади, затем проветриваются;
ж) после уборки все губки и щетки обрабатываются в дезинфицирующем растворе, очищаются в воде до исчезновения запаха средств и отправляются на сушку;
з) специальная одежда очищается в прачечной.
Факт проведения генеральной уборки и кварцевания заносится в Журнал генеральных уборок и кварцевания.
Подробнее читайте в журнале «Старшая медицинская сестра»