Приверженность пациентов к лечению

24
Приверженность пациентов к лечению
Приверженность пациентов к лечению
Огарков Владимир Федорович
эксперт ЭС “ACTUALIS“, автор ряда изданий Цифрового издательства “МЦФЭР-Казахстан”, к. м. н, доцент, г. Караганда
Приверженность лечению, или комплаенс, есть мера лояльности пациента к рекомендациям врача. Важно ли это?

Проблема «приверженности лечению» далеко не нова. Впервые это понятие  прозвучало в профессиональной литературе 15–20 лет назад, но  сегодня этой проблеме уделяется особое внимание, и это не случайно.

Приверженность лечению, или комплаенс (от англ. compliance), есть мера лояльности пациента к рекомендациям врача. Важно ли это?

Да, конечно! Переход к страховой медицине остро ставит вопрос ответственности за состояние здоровья населения. В Республике Казахстан принята концепция солидарной ответственности за состояние здоровья каждого человека. Свою долю ответственности несет государство, затем работодатель и каждый гражданин индивидуально. Вполне естественно, что если одно из звеньев нарушает какие-либо принципы сохранения или охраны здоровья, то это ведет к повышению заболеваемости населения, снижению рождаемости и росту смертности.

Если пациент нарушает рекомендации по образу жизни, нарушает рекомендации врача при наличии заболеваний; если работодатель нарушает правила техники безопасности либо какие-то иные правила, способствующие возникновению опасности для здоровья работника и т. п.; если государство не проявляет заинтересованности в поддержании здоровья населения на востребованном уровне, во всех обозначенных ситуациях страдает прежде всего человек.

Традиционно на постсоветском пространстве, и наша страна в этом смысле – не исключение, проблематика приверженности лечению всегда находилась в сфере интересов врачей и чаще всего соматической практики. Меры по повышению приверженности носили дидактический характер и патерналистскую основу, т. е. «учителем и наставником» пациента был врач, требования которого выполнялись беспрекословно, но который и брал на себя всю ответственность за жизнь и здоровье пациента. Это была наиболее популярная среди врачей и пациентов коммуникативная модель взаимодействия врача и больного [1].

В современных условиях, когда идет глубокое реформирование деятельности лечебно-профилактических учреждений как диагностический, так и лечебный процессы становятся все более технологичными, отдаляя врача от видения в пациенте личности. Одновременно все более и более усложняются медицинские процедуры и протоколы лечения, оставляя медицинскому работнику минимум времени для проявления эмпатии и внимания к пациенту.

Учитывая эти тенденции, в стенах медицинских вузов Республики Казахстан наращивается значимость и роль клинической психологии в подготовке врача, свидетельствующие о насущной необходимости изменения качественной стороны взаимоотношений врачей и пациентов и более глубоком понимании практическим врачом психологии здорового и больного человека.

Важно! Одним из элементов алгоритма коммуникаций современного практикующего врача всегда должен оставаться принцип: пациент, помимо того что он: человек, пришедший за помощью, проситель, клиент, зависимый участник лечебно-диагностического события, одновременно с этим – активный участник лечебного процесса. Это непреложное правило и принцип деятельности врача Республики Казахстан, которые внедряются в сознание студентов и практикующих врачей!

По данным последнего опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (май 2017 г.), 35 % российских граждан считают свое здоровье хорошим, 49 % – удовлетворительным, 15 % – неудовлетворительным. И, самое интересное, что в проблемах со здоровьем пациенты винят работу, стресс, отсутствие денег на лекарства, плохую профилактику болезней, а также плохую экологию. (Ни один пациент не указал на роль человека, личности в проблемах, связанных с ухудшением здоровья).

Подробнее читайте в журнале «Руководитель медицинской организации» № 7, 2017.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией






© 2007–2017  «Медицина  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Медицина МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12/13

По вопросам клиентской поддержки:         +7 (727) 237-77-04



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы медицины

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
  • доступ к 1 500+ полезным статьям
  • 1 500+ актуальных ответов от ведущих экспертов
  • алгоритмы, СОПы, инструкции
  • ежедневно обновляемая информация
  • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль