Общение в профессиональной деятельности медработника среднего звена

66
Общение в профессиональной деятельности медработника среднего звена
Общение в профессиональной деятельности медработника среднего звена
Огарков Владимир Федорович
эксперт ЭС “ACTUALIS“, автор ряда изданий Цифрового издательства “МЦФЭР-Казахстан”, к. м. н, доцент, г. Караганда
Общение в работе медперсонала, независимо от его уровня и направленности, – одно из важнейших умений, необходимых для качественной профессиональной деятельности.

Сложившаяся в Республике Казахстан в течение многих десятилетий практика сестринского дела была преимущественно связана с выполнением тех или иных процедур, не требующих глубоких знаний и навыков общения с пациентами, коллегами и врачами. Современные реформы здравоохранения, в рамках которых идет расширение функций сестринского персонала, делают необходимым условием их успешной деятельности умение эффективно общаться с больным человеком. Это связано с тем, что информация об имеющихся у пациентов проблемах, а также объективная оценка этих проблем предполагают их активное обсуждение и превращение в часть лечебно-диагностического процесса, в солидарное действие, цель которого – формирование в сознании населения личной ответственности в борьбе за здоровье.

Человек, пришедший за помощью в лечебное учреждение, должен захотеть рассказать (со всеми подробностями) медицинской сестре о своих проблемах со здоровьем, а медсестра уметь его выслушать, понять и, формируя первичный психологический диагноз, сделать правильные выводы.

Общение между людьми – важная составляющая повседневной жизни. Общение же в работе медперсонала, независимо от его уровня и направленности, – одно из важнейших умений, необходимых для качественной профессиональной деятельности.

Сестринское дело, наряду с доброжелательным, технически грамотным выполнением лечебных процедур и манипуляций, подразумевает общение с человеком-клиентом или человеком-пациентом, испытывающим психологические и физические трудности, подавленность, страх, а порой и агрессивность.

Значение психотерапевтического воздействия, реализуемого при эффективном общении, хорошо известно с истоков медицины, его результат довольно часто превосходит другие методы лечебного воздействия. У пациентов в процессе диагностики и лечения часто возникают различные потребности в общении с медработником: могут понадобиться совет, утешение, поддержка, потребность в консультации по непонятному вопросу или просто, по-человечески, появилась потребность поделиться своими радостями, тревогами или переживаниями.

Важно! Уровень коммуникативной подготовки медицинской сестры, ее готовность к эмпатии – показатель ее профессиональной зрелости и готовности к выполнению своей задачи в лечебно-диагностическом процессе. Владение навыками общения позволяет медсестре достигать доверия не только у самого пациента, но и у его семьи; конструктивного взаимодействия с врачами и другими специалистами, участвующими в лечебном процессе.

Философия сестринского дела учит, что основным принципом деятельности медицинского работника среднего звена является уважение к жизни в широком смысле этого слова, а также уважение к достоинству и правам каждого конкретного человека. Для того чтобы общаться с человеком, необходимо прежде всего научиться видеть его и понимать. Для успешного общения требуются вера в значимость собеседника, его ценность, уникальность, доброта и способность руководить своими действиями и, естественно, право на это. Сестринское дело немыслимо без ответственного формирования заботливых взаимоотношений со стороны медработника. Девиз: «Пациент всегда прав!» несет глубокую смысловую нагрузку для лечебного учреждения (пациент – это больной человек, который в большинстве случаев не может объективно оценивать ситуацию и текущие события), ибо даже когда он неправ, это не повод для дискуссии с ним и поиска истины в данный конкретный момент.

Терпение и эмпатия – путь к разрешению усложняющейся коммуникативной ситуации.

«Если существует любовь к человеку, то тогда есть и любовь к искусству. Некоторые пациенты, знающие об опасности своего заболевания, могут восстановить здоровье только благодаря тому, что будут довольны своим врачом», – так писал 26 столетий назад Гиппократ.

Парацельс, поддерживая эту гениальную идею, считал одним из основных качеств врача интуицию, которая необходима для того, чтобы понять пациента, его тело и его болезнь. «Врач должен уметь чувствовать и владеть искусством прикосновения, что позволит ему завоевать симпатию пациента».

Все эти принципы не утратили своего значения и сегодня, когда на первое место вышли технические методы и приемы медицинской диагностики, лечения и медицинской науки.

Техники общения в сестринском деле

Прежде чем начинать разговор о технической стороне общения медицинского работника и больного, приведу пример интересного коммуникационного случая, описанного Бернардом Лауном в своей книге «Утерянное искусство врачевания». Это социально-клинический случай влияния сознания на состояние здоровья и на жизнь в целом: «…я был потрясен диагнозом, опубликованным в одном из журналов. Он был поставлен индийским врачом, диагноз гласил: "Убит собственным воображением".

Врача пригласили в тюрьму, где над одним из заключенных, приговоренных к смерти через повешение, проводился жестокий эксперимент.

Суть его была в том, что врач уговорил заключенного выбрать другой вид казни – обескровливание, заверив, что такой вид смерти будет безболезненным, хотя и не мгновенным.

Заключенный согласился, после чего его привязали к кровати и завязали глаза. К четырем углам кровати подвесили емкости с водой. Вода из емкостей по каплям стекала в тазы, стоящие под кроватью. Кожу на руках и ногах приговоренного оцарапали, имитируя вскрытие вен, после чего вода начала капать в тазы, сначала быстро, а потом все медленнее и медленнее.

Наблюдение: заключенный слабел с каждой минутой, его голос звучал все тише и тише, хотя это был здоровый молодой человек. В конце эксперимента, когда вода почти перестала капать, всем показалось, что он потерял сознание.

Осмотр показал, что заключенный умер, не потеряв ни одной капли крови».

Подробнее читайте в журнале «Старшая медицинская сестра» № 8, 2017.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией






© 2007–2017  «Медицина  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Медицина МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12/13

По вопросам клиентской поддержки:         +7 (727) 237-77-04



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы медицины

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
  • доступ к 1 500+ полезным статьям
  • 1 500+ актуальных ответов от ведущих экспертов
  • алгоритмы, СОПы, инструкции
  • ежедневно обновляемая информация
  • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль