Типы конфликтных личностей

144
Типы конфликтных личностей
Типы конфликтных личностей
Дроздецкий Олег
кандидат медицинских наук, г. Караганда
Знание типов конфликтных личностей позволяет проще и продуктивнее действовать в ситуации конфликта в практическом здравоохранении.

В случае, если человек не находится в ладу и в мире с самим собой, у него обязательно возникает проблема взаимоотношений и с другими людьми. А если речь идет о медработнике в лечебно-профилактическом учреждении (далее – ЛПУ), то здесь присутствуют проблемы с пациентами/клиентами, коллегами или руководством.

Внимание! Так называемые рабочие конфликты в практическом здравоохранении отрицательно сказываются на всем лечебном оздоровительном процессе, что, бесспорно, влияет и на профилактическую деятельность лечебного учреждения.

Основным постулатом работы является гипотеза о том, что неустраненный конфликт среди сотрудников или с пациентами  неизбежно приводит к межличностным разногласиям и далее – к еще большему напряжению в деятельности всего коллектива.

Конфликт – достаточно острый способ разрешения противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, который заключается в противодействии участников конфликта и обычно сопровождается негативными эмоциями, снижающими позитивный настрой всего лечебно-профилактического процесса.

В медицине выделены следующие виды конфликтов:

а) межличностные конфликты, сторонами которых выступают: врач – пациент; врач – врач; врач – администратор, медработник – родственник пациента;

б) межгрупповые: администрация ЛПУ – пациент; врач – родственники пациента; администрация ЛПУ – пациент.

Причинами возникновения конфликтов в сфере практической медицины выступают организационные, экономические, деонтологические, диагностические, лечебные, профилактические, а также психологические факторы, которые могут быть вызваны просчетами руководства.

Кроме того, на уровень конфликтности оказывает влияние профиль работы, возраст и стаж работы сотрудников, а также конфликтность личности, которую принято делить на пять типов.

Типы конфликтных личностей

Знание типологии конфликтных личностей позволяет проще и продуктивнее действовать в ситуации конфликта. С. М. Емельянов выделил следующие пять типов конфликтных личностей  [1, 2]:

Демонстративный тип

Пациент этого типа личности любит хорошо выглядеть в глазах других и старается всегда быть в центре внимания. Отношение к людям он определяет тем, как они относятся к нему. Поведение – эмоциональное. Планирование своей деятельности этот тип личности осуществляет ситуативно. От конфликтов не прячется, в конфликтном взаимодействии чувствует себя комфортно. Часто сам является источником конфликта.

Поведение медработника в работе с таким типом пациентов: оказывайте максимум внимания, если назревает конфликт, не избегайте его, а старайтесь управлять им. Свою точку зрения в беседе озвучивайте таким образом, чтобы сложилось впечатление, что это его идея, и вы ее только поддерживаете.

Ригидный тип

Сущность этого типа личности – основательность. Для того чтобы присоединиться к беседе, такой личности требуются настрой и время. Собеседника слушает внимательно, мысли излагает подробно, говорит не спеша, не терпит, когда кто-то его перебивает. Он подозрителен и обидчив. С большим трудом принимает мнение окружающих. При своей основательности часто не учитывает изменение ситуации и обстоятельств. Пациент такого типа с большим трудом принимает точку зрения врача, не очень считаясь с его мнением. Чувствителен к мнимым или действительным несправедливостям.

Поведение медработника: необходимо проявить максимум терпения и внимания к его мнению, говорить и действовать «авторитетно».

Неуправляемый тип

Характерен высокий уровень притязаний. Импульсивен, недостаточно контролирует себя, поэтому его поведение трудно предсказуемо. Ведет себя вызывающе. Часто в разговоре не обращает внимания на общепринятые нормы. Во всех неудачах и неприятностях обвиняет окружающих. Не может грамотно спланировать свою деятельность и претворить планы в жизнь. Из прошлого опыта извлекает мало пользы на будущее.

Поведение медработника: постарайтесь избегать с пациентом всяческих обсуждений и споров, не убеждайте его в правильности своей точки зрения – это бесполезно. Действуйте уверенно, но будьте готовы к неприятностям.

Сверхточный и сверхпунктуальный тип

Ко всему относится скрупулезно. Для пациентов такого типа характерна повышенная тревожность. Не обладает достаточной силой воли, но к себе и к окружающим предъявляет завышенные требования. Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих. Легко рвет отношения, если ему покажется, что его обидели. Переживает свои просчеты и неудачи, расплачивается за них бессонницей, головными болями и т. п.

Поведение медработника: будьте с такими людьми предельно внимательны и вежливы. Соблюдайте правила коммуникации.

Бесконфликтный тип

Для пациентов такого типа характерна непоследовательность поведения. Он зависим от мнения окружающих, неустойчив в оценках и мнениях, обладает легкой внушаемостью, внутренне противоречив. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. Стремится к компромиссу. Легко поддается уговорам врача, но, выйдя из кабинета, будет прислушиваться и к другим мнениям и может посчитать, что его обманули.

Поведение медработника: терпеливо доказывайте ему, что его выбор, сделанный совместно с вами, – самый правильный.

Что делать, если вы столкнулись с конфликтной личностью?

Если вы столкнулись с конфликтными пациентами в процессе своей деятельности, психологи рекомендуют придерживаться следующих правил поведения:

  • помните, ваш пациент в процессе общения удовлетворяет свои психологические потребности и нужды (связанные с личными проблемами) посредством общения с вами. Вы для него – среда, куда он может скинуть отрицательные эмоции. Потерпите, не позволяйте втянуть себя в конфликт(!).

Подробнее читайте в журнале «Руководитель медицинской организации» № 10, 2017.

Читайте также в ЭС «ACTUALIS: Медицина»: 

Способы защиты прав медицинских работников

Этика и деонтология в работе медицинской сестры



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией






© 2007–2017  «Медицина  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Медицина МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12/13

По вопросам клиентской поддержки:         +7 (727) 237-77-04



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы медицины

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
  • доступ к 1 500+ полезным статьям
  • 1 500+ актуальных ответов от ведущих экспертов
  • алгоритмы, СОПы, инструкции
  • ежедневно обновляемая информация
  • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль