Психологический контакт медсестры и пациента

142
Психологический контакт медсестры и пациента
Психологический контакт медсестры и пациента
Ригибаев Владимир Федорович
кандидат медицинских наук, доцент
Сестринский процесс начинается с первой встречи с пациентом, которая закладывает базис будущих отношений, и поэтому психологически важно провести ее без ошибок.

Построение психологического контакта

Сестринский процесс начинается с первой встречи с пациентом, которая особенно важна. Она закладывает базис будущих отношений и поэтому психологически важно провести ее без ошибок.

Первая встреча должна быть хорошо подготовлена и обдуманна, так как  имеет не только диагностическое значение, но важна еще и как психотерапевтический фактор. Пациент должен уже здесь увидеть и отметить внимательное отношение к себе и искреннее желание помочь ему.

Важно(!) уметь выслушать пациента и отметить, что для него является самым главным, это понадобится вам впоследствии для постановки первичного психологического сестринского диагноза.

В постановке вопросов с целью стимулирования рассказа о себе следует избегать требовательного тона голоса и игнорирования жалоб. Безусловно, трудно предложить медицинскому работнику универсальные правила обращения с пациентом. Отличительным признаком профессиональной деятельности медицинской сестры является насыщенный психологический фон.

В каждом конкретном случае наиболее удобный способ избирается медицинской сестрой в зависимости от состояния пациента, его готовности к общению и ее профессионального опыта.

Техники активного слушания

Активное слушание – это не просто беседа с пациентом с целью внести в его жизнь элемент разнообразия. Социальные психологии выделяют оценочное и безоценочное слушание.

Медики ценят слушание без оценки. Почему? Видимо, есть на то основания, но давайте попробуем разобраться сами.

Безоценочное слушание

Обязательное условие безоценочного слушания – заинтересованность. Главным в этом коммуникационном процессе считается умение молчать, поддакивать, перефразировать сообщения пациента. Можно демонстрировать эмпативное понимание того, что пациент чувствовал. В ходу такие стандартные фразы, как: «Вы тогда, наверное, расстроились», «Сколько же Вам пришлось пережить» и т. д. Однако нельзя перегружать беседу подобными психологическими клише, так как сверхсочувствие – это проявление бесчувственности.

Можно пользоваться приемами усиления диалога для одинакового с пациентом понимания того, что он говорит: «Продолжайте, пожалуйста, это очень важно…».

Видеть психологические проблемы помогают симптомы напряженности в речи пациента, которые проявляются в изменении темпа речи, появлении пауз, слов-паразитов (если их ранее не было), штампов, иронии. Ирония, в отличие от юмора, чаще говорит о психологическом неблагополучии.

Признаком психологического неблагополучия является стремление пациента уклоняться от ответа на некоторые вопросы или отвечать общими фразами. Распознавание защитного поведения важно для последующего осуществления сестринского ухода. Все это можно уловить при максимально полном высказывании пациента, слушая его безо всяких оценок.

Оценочное слушание

Оценочное слушание целесообразно тогда, когда пациент сам этого хочет. При обсуждении течения заболевания, результатов анализов медицинский работник почти ежедневно сталкивается с необходимостью оценочного слушания и независимо от желания вынужден его проводить, так как пациент ждет его профессиональной оценки текущих событий.

Начинать слушание желательно с положительной оценки, так как пациенты с лабильным настроением хорошо запоминают и ставят на первое место негативные оценки:

– Как хорошо, что Вы согласились сделать этот анализ. Смотрите, теперь мы в курсе, что…

Не стоит начинать и заканчивать разговор отрицательной оценкой чего-либо, касающегося больного. Нужно тактично обойти эти острые моменты беседы, не акцентируя на них внимания. Пусть они «повиснут» как бы без оценки:

– Эти результаты давайте пока оценивать не будем, чтобы не допустить ошибки. Для объективного анализа, наверное, необходима еще одна консультация…

Часто у больного во время эмоционально оценочного слушания могут появиться слезы или гнев, или агрессия. Эти проявления свидетельствуют о психологических проблемах, которые в беседе обнаружили себя. И можно предположить, что они сыграли определенную роль в развитии заболевания. Несмотря на такие реакции, пациенту необходимо дать возможность полностью высказаться, так как эмоциональные «прорывы» обычно значительно облегчают его психологическое состояние.

Важно! Оценки событий должны носить конструктивный и доброжелательный в своей основе характер.

Оценочное слушание – это структурированное собеседование с пациентом, в ходе которого необходимо получить ответы на следующие вопросы:

  • Что планировалось сделать?
  • Что сделано из запланированного?
  • Что не было сделано и почему?
  • Каковы планы, что и как пациент должен делать дальше и с чьей помощью?

Возможны и другие вопросы, направленные на изучение планов, личностных и других качеств пациента.

Подробнее читайте в журнале «Старшая медицинская сестра» № 11, 2017.

Читайте также в ЭС «ACTUALIS: Медицина»: 

Беседа в работе с пациентом как элемент установки первичного сестринского психологического диагноза

Этика и деонтология в работе медицинской сестры

Общение в профессиональной деятельности медицинского работника среднего звена



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией






© 2007–2017  «Медицина  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Медицина МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12/13

По вопросам клиентской поддержки:         +7 (727) 237-77-04



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы медицины

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
  • доступ к 1 500+ полезным статьям
  • 1 500+ актуальных ответов от ведущих экспертов
  • алгоритмы, СОПы, инструкции
  • ежедневно обновляемая информация
  • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль