text
MCFR.KZ Медицина

Конфликтные ситуации и конфликты между пациентом и медработником

  • 11 декабря 2017
  • 2783
кандидат медицинских наук, доцент
Конфликты между пациентом и медработником
Конфликты между пациентом и медработником

Конфликт – неотъемлемая часть деятельности любой организации, особенно организаций в сфере практической медицины. Как разрешить конфликт между врачом и пациентом?

«Сила врача – в его сердце, работа его должна руководствоваться Богом и освещаться естественным светом и опытностью; важнейшая основа любого лекарства – это любовь». [1]

Парацельс

Актуальность обозначенной проблемы обусловлена тем, что конфликты являются неотъемлемой частью деятельности любой организации и особенно организаций в сфере практической медицины. В основе конфликтов, имеющих место в медицинской среде и  деятельности, лежит столкновение взглядов, интересов, задач и целей, а также способы их достижения.

Усугубляется эта ситуация увеличивающейся в обществе социальной напряженностью, ростом цен на медицинские услуги и медикаменты, постоянно растущими темпами и стоимостью самой жизни на фоне специфики деятельности учреждений здравоохранения персонифицированной личностной составляющей медицинских работников и клиентов лечебных учреждений.

В последнее время отмечается рост числа конфликтов между медицинским учреждением и пациентом, между врачами и пациентами, между работниками среднего медицинского звена и пациентами и т. д. и т. п. [2]

Конфликты, имеющие место в современном здравоохранении делят на две группы:

  • конфликты как следствие врачебных ошибок;
  • конфликты, возникающие на основе личностных особенностей пациента и медицинских работников всех звеньев.

Часть этих конфликтов возникает по объективным, часть – по субъективным причинам.

Объективными причинами ошибок, допускаемых медицинскими работниками, являются:

  • изменения в диагностике заболеваний и их лечении, связанные с быстро меняющимися подходами к оценке здоровья с позиций интенсивно развивающейся современной науки и техники;
  • несовершенство применяемых технологий и медицинской техники в конкретном лечебном учреждении;
  • дезорганизованная, по внутренним причинам, работа лечебного учреждения или отделения.

Субъективными причинами ошибок, допускаемых медицинскими работниками, являются:

  • отсутствие востребованного конкретной ситуацией уровня подготовки медработника;
  • ошибки медицинского работника, связанные с коммуникационной составляющей лечебно-диагностической деятельности;
  • неспособность или нежелание медицинского работника совершенствовать свою профессиональную подготовку.

Довольно часто причинами конфликтов являются личностные особенности некоторых пациентов, в которых чисто медицинские действия врача или медицинской сестры второстепенны и не имеют решающего значения.

ВАЖНО. Врачи, медицинские сестры практического здравоохранения должны всегда помнить, что даже в ситуации, когда медицинский работник выполнил все свои обязанности правильно, с точки зрения медицинской науки и практики юридические и психологические ошибки во взаимодействии с пациентом могут привести к серьезным последствиям как для врача и медсестры, так и для всего медицинского учреждения.

Клиническая стереотипная ситуационная задача с элементами конфликта

Перед диагностическим исследованием врач терапевтического отделения назначил пациенту (от лат. patiens — терпящий, страдающий) очистительную клизму – вечером, на утро.

На посту – медсестра И., 28 лет, стаж – 5 лет.

Пациент: 35 лет. Занимается бизнесом, самоуверен, в государственную больницу попал случайно. К предстоящей процедуре относится отрицательно, заявил, что не считает нужным делать клизму, и не будет. Требует другого врача или выписку из больницы.

Имеет место конфликтная ситуация между пациентом и медперсоналом среднего звена. Причина: некорректная коммуникация на уровне врачебного обслуживания.

Задание медсестре:

  1. Обосновать целесообразность назначенной процедуры. Убедить пациента в необходимости и важности этого назначения.
  2. Объяснить пациенту технику постановку очистительной клизмы. Предложите сделать ее самостоятельно (чтобы пациент не стеснялся).

Клиническая ситуационная задача с пациентом, представителем секты Свидетели Иеговы. Сформировавшийся конфликт (случай из врачебной практики отделения реанимации).

В роддоме шла борьба за жизнь молодой пациентки – представительницы Свидетелей Иеговы. Роды осложнились кровотечением, и требуется переливание крови.

Секта запрещает эту медицинскую манипуляцию.

Действия врачей:

Вызвали родителей, но мама тоже состоит в той же религиозной организации. Вышли на руководителей секты, пригласили юристов, делали запросы даже за рубеж, а время идет…

Задание медработнику:

Решить возникший конфликт интересов. (Спасение пациентки зависит от решения возникшего конфликта).

В описанном случае с помощью правоохранительных органов разрешение на переливание крови все-таки было получено и пациентку удалось спасти.

А считаете ли вы, что возможны пути разрешения конфликта без привлечения правоохранительных органов в подобных ситуациях?

Читайте также в ЭС «ACTUALIS: Медицина»: 

Способы разрешения конфликтов в условиях практического здравоохранения

Правовое рассмотрение сделки между пациентом и врачом в качестве стандартного двухстороннего договора: нормативный анализ
 

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
Чтобы читать дальше, пожалуйста, зарегистрируйтесь!

Мы вынуждены сделать доступ по регистрации, чтобы обеспечить качество публикаций и защитить авторские права редакции.
После регистрации у вас будет доступ ко всем материалам и сервисам на портале.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
1 минута, и вы продолжите чтение
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль