text
MCFR.KZ Медицина

Проблемы применения приказов в рамках проведения обязательных и профилактических медосмотров

  • 21 декабря 2017
  • 112
Проблемы применения приказов в рамках проведения обязательных и профилактических медосмотров
Проблемы применения приказов в рамках проведения обязательных и профилактических медосмотров

В статье даны рекомендации по формированию нормативной правовой базы по организации профилактических и обязательных медосмотров работников с вредными и/или опасными условиями труда.

Одним из направлений государственной политики Республики Казахстан в области охраны здоровья работающего населения является профилактическая направленность здравоохранения. Основной формой реализации данного направления у  работников, занятых трудовой деятельностью во вредных и/или опасных условиях труда, общепризнана система предварительных и периодических медицинских осмотров, заключающаяся в активном обследовании с целью определения состояния здоровья и раннего выявления различных заболеваний.

До февраля 2015 года на территории нашей республики в соответствии со статьей 155 Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» от 18 сентября 2009 года (далее – Кодекс) система медицинских осмотров была представлена двумя основными видами:

  • обязательными, которые проводятся с целью определения профессиональной пригодности работников;
  • профилактическими – в целях профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний [1].

Обязательные медицинские осмотры работников, чья трудовая деятельность связана с профессиональной вредностью, регламентировались постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 декабря 2012 года № 166 «Об утверждении перечня вредных производственных факторов, профессий, при которых проводятся обязательные медицинские осмотры, Правил проведения обязательных медицинских осмотров» (далее – постановление) [2].

В указанном  постановлении определялся перечень вредных производственных факторов, профессий, при которых проводятся обязательные медицинские осмотры, правила проведения, перечень обязательных лабораторных и инструментальных методов исследования и набор врачебных специалистов при проведении медицинского осмотра на профессиональную пригодность, а также кратность его прохождения. Постановлением был также регламентирован порядок проведения обязательных предсменных, предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров.

Помимо этого, обязательные (предварительные и периодические) медицинские осмотры (далее ОМО) работников, предусмотренные пунктом 15 статьи 317 Трудового кодекса РК (старая редакция от 2007 года), коренным образом отличаются от профилактических медицинских осмотров (далее ПМО), которые проводятся медицинскими организациями здравоохранения в порядке диспансеризации контингентов декретированной группы (в отделении профилактики первичной медико-санитарной помощи) [3, 4].

Введение в действие с февраля 2015 года единого приказа и. о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года № 128 «Об утверждении Правил проведения обязательных медицинских осмотров» было обусловлено (видимо, взяли из опыта РФ) необходимостью сведения воедино регламентов медицинского осмотра различных групп работающих – с вредными производственными факторами и из числа декретированных профессий, где исключено воздействие вредных производственных факторов в рамках единого нормативного документа Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан (далее – МЗСР РК) [5]. Однако опыт практического применения данного документа привел не только к выявлению ряда противоречий и сложностей при его реализации, но и к пониманию того, что он не отвечает требованиям главного документа по здравоохранению – Кодекса здравоохранения [1].

При этом разработчики проекта вышеуказанного приказа МЗСР РК выбрали абсолютно не совместимый, на наш взгляд, методический подход, который заключается в расчленении первой части приказа от второй и оформили ее (первую часть) в виде приказа Министра национальной экономики Республики Казахстан от 28 февраля 2015 года № 175, тем самым вызывая недоверие к профессионализму и компетентности разработчиков [6].

Получается, что сначала был разработан приказ МЗСР РК от 24 февраля 2015 года № 128, и только после этого вышел в свет приказ МЗСР РК от 28 февраля 2015 года № 175. Возникает логичный вопрос: на основании каких критериев были разработаны специалистами-разработчиками Правила проведения ОМО, если им еще неизвестен перечень вредных производственных факторов и профессий работников?

Из более 100-летнего опыта проведения ОМО работников с вредными условиями труда в истории профпатологии Правила проведения ОМО методично составляются на основании вредных производственных факторов, профессий, т.е. в данном случае приказы МЗСР РК от 28 февраля 2015 года № 175 и от 24 февраля 2015 года № 128 должны оформляться в едином приказе. Приказ же о порядке проведения профилактических медицинских осмотров лиц из декретированной группы должен быть издан с другим приказом.

В качестве примера правильного подхода оформления таких нормативных правовых документов можно привести постановление Правительства Республики Казахстан по проведению ОМО «Об утверждении перечня вредных производственных факторов, профессий, при которых проводятся обязательные медицинские осмотры, Правил проведения обязательных медицинских осмотров» от 25 января 2012 года.

В связи с вышеуказанными возникшими противоречиями в ходе применения приказов от 24 февраля 2015 года № 128 и от 28 февраля 2015 года № 175 требуются тщательная их проработка с учетом особенностей медицинских осмотров, проводимых как с целью экспертизы профессиональной пригодности лиц, работающих во вредных и/или опасных условиях труда, так и в рамках профилактического медицинского осмотра работников декретированной группы, где нет воздействия вредных производственных факторов для дальнейшей работы специалистов первичного звена, так как наша деятельность напрямую связана с правоохранительной сферой и зачастую недоработки в приказах приводят к судебным тяжбам.

«Actualis: Медицина»

42


Гостевых доступов осталось сегодня на электронную систему «Actualis: Медицина»


Выводы

1. При разработке ныне действующих приказов МЗСР РК от 24 февраля 2015 года № 128 «Об утверждении Правил проведения обязательных медицинских осмотров» и от 28 февраля 2015 года № 175 «Об утверждении Перечня вредных производственных факторов, профессий, при которых проводятся обязательные медицинские осмотры» разработчики неудачно выбрали методический подход, который заключается в расчленении первой части приказа от второй. Таким образом, применение данного нормативного правового документа вызывает определенные трудности для практических врачей.

2. По виду деятельности обязательные (предварительные и периодические) медицинские осмотры работников, предусмотренные пунктом 15 статьи 317 Трудового кодекса РК (старая редакция от 2007 года), коренным образом отличаются от профилактических медицинских осмотров, которые проводятся для определения отсутствия (наличия)  медицинских противопоказаний у контингентов декретированной группы населения.

3. Ныне действующие приказы МЗСР РК от 24 февраля 2015 года № 128 «Об утверждении Правил проведения обязательных медицинских осмотров» и от 28 февраля 2015 года № 175 «Об утверждении Перечня вредных производственных факторов, профессий, при которых проводятся обязательные медицинские осмотры» сложно воспринимаются врачами первичного звена, которые непосредственно занимаются проведением обязательных медицинских осмотров.

Рекомендации

  1. Рекомендуем срочно активизировать деятельность Республиканского общественного объединения «Ассоциация врачей профпатологов (медицина труда) гигиенистов, эпидемиологов и специалистов по медицинской экологии» и РГКП «Национальный центр гигиены труда и профессиональных заболеваний» Министерства здравоохранения Республики Казахстан.
  2. В самое ближайшее время рекомендуем произвести ревизию всех приказов МЗСР РК, разработанных за 2015–2016 годы, касающихся профпатологической службы.
  3. Рекомендуем привести в порядок нормативные правовые документы по проведению обязательных медицинских осмотров с учетом международных стандартов, рекомендаций Международной организации труда и установок Всемирной организации  труда по организации службы медицины труда и профилактики профессиональных заболеваний среди работников промышленных предприятий.

Подробнее читайте в журнале "Руководитель медицинской организации"12, 2017.

Читайте также в ЭС «ACTUALIS: Медицина»: 

Новый Перечень работников, подлежащих обязательным медосмотрам

Карта профилактического медицинского осмотра (скрининга) амбулаторного пациента

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
Чтобы читать дальше, пожалуйста, зарегистрируйтесь!

Мы вынуждены сделать доступ по регистрации, чтобы обеспечить качество публикаций и защитить авторские права редакции.
После регистрации у вас будет доступ ко всем материалам и сервисам на портале.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
1 минута, и вы продолжите чтение