text
MCFR.KZ Медицина

Менеджмент и лидерство в сестринском деле

  • 5 мая 2018
  • 98
Менеджмент и лидерство в сестринском деле

Одной из важнейших задач любого лечебного учреждения является контроль работы персонала и своевременное фиксирование и исправление ошибок, которые могу повлиять на деятельность организации.

Планирование как одна из основных функций работы медицинской сестры-руководителя

Планирование помогает любому руководителю определить цели и задачи предстоящей работы. Это дает возможность наиболее эффективно распределить рабочее время, ресурсы и материальные затраты.

Основные функции в деятельности медицинской сестры-руководителя:

  •  планирование;
  •  организация;
  •  мотивация;
  •  контроль.

К сожалению, не все руководители среднего звена планируют свой рабочий день, что приводит к постоянному дефициту времени и ресурсов, снижению трудоспособности, плохому настроению и самочувствию.

Важно! От того, как организован трудовой день главной медицинской сестры, зависит организация рабочего времени старших медицинских сестер.

Для этого составляется перспективный план работы заместителя главного врача по сестринскому делу на год, в который вносятся основные мероприятия, которые планируется провести с медицинскими сестрами разных уровней, сестрами-хозяйками и санитарками. На основании годового плана ежемесячно разрабатывается более детальный текущий план, где указывается следующее:

– дни и часы участия заместителя главного врача по сестринскому делу в мероприятиях, проводимых администрацией лечебно-профилактического учреждения (обходы отделений, совещания, комиссии и т. п.);

– дни и часы участия сестры-руководителя в мероприятиях в соответствии с перспективным годовым планом;

– время для ознакомления и работы с медицинской документацией (приказы, протоколы, акты, медицинская литература и т. п.);

– дни и часы для самостоятельных обходов отделений лечебного учреждения;

– выездная работа и т. д.

Внимание! План утверждается главным врачом, тиражируется и распространяется между старшими медицинскими сестрами отделений.

Значение контроля в системе управления

Любая проделанная работа требует проверки и сопоставления фактических результатов с тем, что запланировано. Этот процесс называется контролем.

Важно! Медицинская сестра-руководитель всегда должна быть готова проверить качество работы подчиненных.

Результаты деятельности сестринского персонала не будут эффективными, если отсутствует контроль и оценка со стороны руководителя. Поэтому одной из важнейших задач любого лечебного учреждения является своевременное фиксирование, оценивание и исправление ошибок до того, как они повлияют на достижение целей организации. Каждый руководитель должен проводить контроль и оценку деятельности подчиненных, не забывая о том, что они являются неотъемлемой частью его функциональных обязанностей.

ВНИМАНИЕ! Контроль может быть предварительным, текущим, заключительным.

Предварительный контроль реализуется в виде правил и процедур, строгое соблюдение которых помогает работе развиваться в заданном направлении. Он включает контроль в следующих сферах:

  • человеческие ресурсы – достигается за счет тщательного анализа деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения должностных обязанностей, и отбора наиболее подготовленных и квалифицированных специалистов сестринского дела;
  • материальные ресурсы – осуществляется путем выработки стандартов качества и проведения проверок на соответствие этим требованиям;
  • финансовые ресурсы – будучи важнейшим средством предварительного контроля финансовых ресурсов, бюджет (текущий финансовый план) позволяет сестре-руководителю осуществлять функцию планирования. Бюджет устанавливает предельные затраты и тем самым не позволяет лечебному учреждению исчерпать свои наличные средства до конца.

Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения сестринской деятельности, когда обсуждаются проблемы и предложения, возникшие в ходе этой деятельности, устраняются неясности и корректируется выполнение задачи, что позволяет исключить отклонения от намеченных целей и задач.

Внимание! Если не обращать внимания на возникшие отклонения в деятельности персонала, их появление и развитие может перерасти в серьезные проблемы для всего лечебного учреждения.

Для получения эффективных результатов такого контроля необходима обратная связь (данные о полученных результатах в процессе работы), которая позволит руководителю выявить множество непредвиденных проблем и избежать нарушений трудовой деятельности.

Заключительный контроль осуществляется, когда работа уже завершена или истекло время, запланированное на ее выполнение. Такой контроль дает руководителю сестринской службы информацию, необходимую для планирования будущей аналогичной деятельности, и способствует повышению мотивации медицинских сестер. То есть хорошо выполненная работа требует вознаграждения, а выполненная плохо – выяснения причин и их устранения.

Один из методов проведения контроля и оценки – проведение обходов:

  • Административный обход проводится главным врачом или его заместителем совместно с заместителем главного врача по сестринскому делу. На этот обход приглашаются и представители хозяйственной службы.
  • Комплексный обход заместитель главного врача по сестринскому делу проводит самостоятельно вместе с представителями совета медицинских сестер. Проверка осуществляется по нескольким направлениям: санитарное состояние, выполнение врачебных назначений, учет и хранение сильнодействующих и наркотических средств, ведение документации и т. д. Для получения более полной оценки результатов обхода составляются памятки по проверке работы старших медицинских сестер, процедурных сестер, сестер-хозяек и т. д. Такими памятками обеспечиваются все сестры-руководители.
  • Целенаправленный обход имеет более узкие, конкретные задачи. Он преследует цели выборочной проверки. Например: учет, хранение, расходование медикаментов, перевязочного материала, спирта и т. п. Обход проводится в присутствии старшей медицинской сестры. Все полученные замечания доводятся до сведения заведующего отделением.

Для получения более достоверных данных по поводу качества оказания сестринской помощи полезно проводить анкетирование среди пациентов. Анкета составляется произвольно в зависимости от профиля отделения или кабинета. Результаты проведенного анкетирования анализируются, оцениваются, делаются соответствующие выводы и замечания, после чего учитываются предложения и проводится необходимая корректировка плана действий.

Установленные методы и способы проведения контроля и оценки могут быть усовершенствованы, дополнены в зависимости от профиля выполняемой работы и творческого потенциала руководителя.

Читайте также:

Роль главной медсестры в деятельности лечебного учреждения

Внедрение новой модели сестринского управления

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
Чтобы читать дальше, пожалуйста, зарегистрируйтесь!

Мы вынуждены сделать доступ по регистрации, чтобы обеспечить качество публикаций и защитить авторские права редакции.
После регистрации у вас будет доступ ко всем материалам и сервисам на портале.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
1 минута, и вы продолжите чтение
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль