text
MCFR.KZ Медицина

Принятие решений как базовый компонент управленческой деятельности в медорганизации

  • 29 мая 2018
  • 17
собрание с коллегами
собрание с коллегами

Одним из условий успешного управления медицинским учреждением является постоянная готовность и способность его руководителя принимать правильные решения, от которых зависит эффективность медицинской деятельности.

Руководителю медицинской организации необходимо свободно ориентироваться в сфере современных методов управления и уметь своевременно принимать важные самостоятельные решения. Принятие решения в рамках управления организацией и в повседневной жизни – не одно и то же. Главные врачи и руководители медицинских организаций принимают важные решения, связанные с охраной здоровья десятков тысяч людей, приобретением медицинского и иного оборудования на сотни миллионов тенге, организацией работы многочисленных сотрудников и прочими задачами. И чем выше уровень управления в медицинской организации, тем психологически сложнее нести ответственность за принимаемые решения.

Организационные решения

Главным аспектом, отличающим эффективно действующего руководителя от другого, является компетентность. Умение правильно поставить вопросы и найти наиболее рациональные на них ответы позволяют опытному руководителю медицинской организации настроить своих врачей, медсестер и младшего медперсонала на достижение высоких результатов в оказании качественной медицинской помощи.

Организация деятельности предполагает, в свою очередь, структурирование работы учреждения и координирование действий подразделений, определение круга вопросов, которые нужно решить. Следует также понять потребности работников медучреждения, степень их удовлетворенности и меры по дальнейшему улучшению условий работы персонала.

Организационные решения, целью которых является выполнение медучреждением основной задачи – обеспечение качественного медицинского обслуживания населения, входят в круг обязанностей каждого руководителя. Они эффективны, если их реализация способствует наиболее качественному выполнению миссии.

Организационные решения могут быть запрограммированными и незапрограммированными.

1.В основе запрограммированного решения лежит определенный план действий, оно напоминает решение уравнения. Например, если для обслуживания 10 пациентов нужна 1 медсестра, то для 30 пациентов понадобится 3 медсестры.

План минимизирует количество медицинских и организационных ошибок и облегчает принятие решений в других аналогичных ситуациях. Запрограммированные решения рекомендуется принимать только в том случае, когда их эффективность подтверждена, так как от этого зависит репутация главного врача и всего учреждения.

Незапрограммированные решения принимаются в незнакомой ситуации, которая не имеет внутренней структуры или обусловлена неизвестными факторами. Здесь принятие решения основывается на выработанной руководителем медучреждения процедуре принятия решений. Например, незапрограммированное решение уместно для повышения качества обслуживания пациентов или повышения мотивации сотрудников медорганизации.

Принятие запрограммированных решений отнюдь не исключает проявления личной инициативы, как и принятие незапрограммированных решений не исключает полезности обращения к опыту принятия запрограммированных решений.

«Actualis: Медицина»

42


Гостевых доступов осталось сегодня на электронную систему «Actualis: Медицина»


Компромиссы

Следует сказать, что в процессе принятия организационных решений непременно обнаруживаются их негативные стороны. Решение, которое учитывает интересы всех заинтересованных лиц, принять почти невозможно. Чаще всего результат удовлетворяет одних за счет ущемления других, поэтому так важен системный подход в управлении медицинской организацией, учитывающий последствия управленческих решений для всех звеньев учреждения.

Руководитель работает эффективно, если принимает факт наличия недостатков у решения и не позволяет негативным аспектам парализовать его волю, отказаться от принятия решения. В конце концов, полностью избежать нежелательных последствий нельзя, «чтобы что-то получить, готовься что-то отдать». Идти на компромисс – крайне важное умение. В определенных ситуациях отказ от принятия поспешного решения тоже может иметь положительный результат. 

Сказанное выше подводит нас к необходимости всесторонне рассмотреть процесс выбора одного варианта из нескольких.

Как принимаются решения

Процесс принятия решения имеет две стороны: логическую и психологическую. Логически сделать выбор легко – надо всего лишь определить направление действий. С другой стороны, на процесс принятия решений влияет психологическая природа человека (личный и профессиональный опыт, социальные и ценностные установки). Поэтому один и тот же руководитель может применять как рациональный подход (обдуманный), так и психологический (спонтанный). 

Существующая классификация решений включает в себя интуитивные, основанные на суждениях или рациональные решения. От профессионализма врача, накопленного им опыта, приобретенного умения и его интуиции зависит результат лечения больного. Специалисты по традиционной медицине при диагностике состояния здоровья человека, выборе адекватных методов лечения в каждом конкретном случае обращают внимание на психологию больного, клиническую картину болезни и придают интуиции врача важное значение. Часто от нее зависит правильность постановки диагноза, тактика лечения больного, эффективность терапии и профилактика заболевания.

Особенность интуитивных решений заключается в том, что выбор основывается на ощущении его правильности, а оно формируется на основе опыта, накопленных знаний, умения понимать и чувствовать пациентов. Чтобы принять интуитивное решение, не требуется никаких логических построений и даже полного видения ситуации.

Решения, основанные на суждениях, напоминают интуитивные, потому что процесс их принятия скрыт от внешнего наблюдения. Этот вид решений основан на знаниях и опыте руководителя, которые он получил в аналогичных ситуациях и которые может снова успешно применить. Суждение помогает не только добиться успеха в повторяющихся ситуациях, но и совершенствовать методы запрограммированных решений.

Решение, основанное на суждении, принимается быстро и не требует никаких финансовых затрат. Однако принять его не всегда легко, учитывая психологический характер человеческого взаимодействия.

Этапы принятия рационального решения

Преимущество рационального решения перед основанным на суждениях заключается в том, что на первое из них не влияет прошлый опыт, то есть процесс принятия решений всегда начинается с анализа конкретной ситуации, конкретной истории болезни.

Принятие рационального решения проходит в пять этапов: диагноз проблемы, подбор критериев для решения, поиск альтернатив, их оценка и выбор.  

1.    Диагноз проблемы

Рациональное решение проблемы начинается с постановки правильного диагноза. Необходимо выявить причины проблемы, например, такие как низкое качество оказания медицинских услуг, неэффективное использование ресурсов, недовольство пациентов, напряженная атмосфера в коллективе и т.д. Это поможет составить полную картину. Решение руководитель принимает после тщательного выявления всех связей между причинами и их источниками, изучения информации, полученную после опросов, бесед с пациентами, наблюдения, экспертизы и проверки, изучения книг жалоб и предложений. Именно релевантная информация (относящаяся к делу) является фундаментом решений, поэтому она должна быть полной, достоверной, точной и соответствующей данной проблеме.

2.    Подбор критериев для решения

Чтобы решение проблемы осуществлялось правильно, руководителю медорганизации необходимо выбирать альтернативу с учетом ограничений (по ресурсам, по документам, по кадрам и т.д.   

Кроме ограничений руководитель определяет критерии оценки альтернатив. В медицинской организации наиболее эффективен клинико-экономический анализ, основанный на сравнительной оценке качества профилактических и диагностических методов, медикаментозных и немедикаментозных методов лечения в связи с возможными результатами и затратами вмешательства.

3.    Поиск альтернатив

Далее идет определение круга возможных решений, из которых нужно сделать выбор. Конечно, не всегда руководитель медорганизации может выявить все виды решений, особенно если он, к примеру, оперирующий хирург, проводящий в день 3-4 операции. У него попросту на это нет времени.

Важными составляющими успешной реализации этого этапа являются экономия времени, спектр возможных решений (включая бездействие), направленность на устранение причины проблемы, а не одного из симптомов.

4.    Оценка альтернатив

Перед тем, как принимать решение, необходимо предварительно оценить  сильные и слабые стороны решения, прогноз последствий такого решения. На этом этапе важна возможность компромисса, так как ни одно решение не может быть идеальным.

Оценка может выражаться в разной форме в зависимости от цели. К примеру, бизнес, в том числе и медицинский, строится на прибыли, поэтому одной из форм оценки будет воздействие принятого решения на прибыль частной медорганизации. В государственной медорганизации на первом месте будет высокое качество медицинских услуг при минимальных затратах.

5.    Выбор альтернативы

Этот этап прост при условии грамотной диагностики проблемы и тщательной оценки альтернатив ее решения. Руководитель медицинской организации ориентируется на решение, сулящее наиболее благоприятный результат. Часто из-за нехватки опыта, времени или других условий выбор падает на приемлемое решение, даже если оно не является потенциально лучшим.

6.    Реализация решения

Чтобы принятое решение принесло медицинскому учреждению пользу, нужно его правильно реализовать. Это напрямую влияет на его эффективность. Хорошее решение, как правило, автоматически признается всеми. В других случаях руководителю медорганизации нужно в рамках беседы обосновать коллективу свою правоту.  

Вовлечь других в процесс принятия решения – хорошая возможность упрочить свои позиции и наилучшим образом реализовать данное решение. 

В принятии решений важна также обратная связь. Анализ результатов немыслим без отслеживания и контроля результатов. На этом этапе руководитель медицинского учреждения получает ценные данные о том, насколько последствия принятого решения принесли пользу, решили проблему и соответствуют ожиданиям. Это позволяет скорректировать деятельность медицинской организации, не дожидаясь, когда решение нанесет ей ущерб.  

Читайте также 

Эффективное управление бизнес-процессами в медицинской организации

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях