text
MCFR.KZ Медицина

Мотивация медперсонала как фактор эффективного труда

  • 31 мая 2018
  • 83
Мотивация медперсонала как фактор эффективного труда

Если в советское время трудовые массы мотивировались идеями светлого будущего, то сегодня проблемы побуждения к труду рассматриваются в связи с его влиянием на благосостояние человека. Статья помогает сформировать представление о том, какое значение трудовая мотивация имеет для изменения качества жизни и труда медицинского персонала.

Вопросы, связанные с трудовой мотивацией, актуальны для любой организации, в том числе и медицинской, поскольку именно от трудовой активности зависит эффективность работы медперсонала и всего учреждения. Современные исследователи в большей степени интересуются взаимосвязью мотивации и качества жизни населения, ее влиянием на эффективность трудовой деятельности. Но мало внимания уделяется исследованию тех социальных изменений, которые вызваны общим снижением трудовой активности трудовых кадров, имеющим субъективную или объективную природу.

Качество трудовой жизни

Качество трудовой жизни (КТЖ) представляет собой многоаспектную характеристику уровней и степеней материального достатка, реализации гражданского и духовного потенциала каждого человека посредством его трудовой деятельности. Методы и приемы, применяемые в Казахстане для повышения качества жизни и мотивации трудовой активности, направлены на максимальное побуждение человека или целого коллектива к качественной трудовой деятельности, в процессе которой могут быть достигнуты личные и коллективные цели. Как показывает современная практика, существует множество ресурсов для повышения качества жизни и мотивации к труду, но расходуются они не очень эффективно, так как:

  1. С экономической точки зрения до сих пор полностью не раскрыт механизм управления трудовой мотивацией;
  2. В основном уровень качества трудовой жизни определяют по уровню заработной платы и ее дифференциации по отраслям (в некоторых отраслях зарплата не соответствует прожиточному минимуму, при этом зарплата руководящего звена и рядовых кадров резко отличается);
  3. качество жизни во многом зависит от условий труда и степени его безопасности (современные предприятия должны в первую очередь решать эту проблему, однако на деле эти факторы редко принимаются во внимание руководством);
  4. в последнее время снижению качества жизни способствует возросший уровень травматизма и профессиональных заболеваний в производственной сфере;
  5. КТЖ можно повысить, если создать для работников такие условия труда, в которых он сможет личностно и профессионально развиваться.

Обращая внимание на потребность в четко разработанных системах мотивации, базирующихся на определенных процедурах и правилах и обеспечивающих достижение главной цели мотивационной политики (повышения КТЖ), следует отметить, что важную роль в эффективной мотивации играет специфика деятельности конкретной организации.

Сущность трудовой мотивации

Экономическая наука предлагает несколько подходов к толкованию трудовой мотивации. В широком значении мотивация – это побуждение к активности деятельности субъекта или группы субъектов, направленной на удовлетворение каких-либо потребностей. Участие в трудовой деятельности предполагает, что это стремление обязательно присутствует у работника, осознается им и определяет логику действий. Но на практике это происходит далеко не всегда. Особенно, если у медицинского работника низкая зарплата. У таких сотрудников естественно нет стимула хорошо работать. Мотивацию можно определить как «процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации». Трудовая мотивация – это  структурный элемент самосознания работника, системы мотивов, побуждающих его к достижению благ через труд. При условии, конечно, что его труд достойно оплачивается. Мотивацией можно считать и создание комфортных условий работы, располагающих к добросовестному труду.

Формы мотивации

«Actualis: Медицина»

42


Гостевых доступов осталось сегодня на электронную систему «Actualis: Медицина»


Особенности рыночной экономики обуславливают целесообразность выделения двух основных форм мотивации:

  1. активная форма предполагает всевозможные формы материального стимулирования трудовой деятельности. Это может быть оценка итоговых результатов труда отдельного сотрудника или всего коллектива, что благоприятно сказывается на качестве взаимодействия всех структурных подразделений медицинской организации с целью достижения максимально высоких конечных результатов: объема выполненных услуг, обслуженных пациентов, прибыли, качества оказываемой медицинской помощи.
  2. Пассивная форма предполагает создание комфортных условий, в которых эффективность трудовой деятельности возрастает (это может быть специальная одежда, питание, оборудование, удовлетворение санитарно-гигиенических потребностей).

Переход к рыночным отношениям вносит изменения в содержание понятия «мотивация» и наделяет этот процесс следующими особенностями:

  1. появление многообразия форм собственности приводит к изменению потребностей, состава мотивов, которые определяют вектор трудовой деятельности.
  2. Руководители медицинских организаций могут влиять на степень мотивированности своих работников. Чтобы создать действенный механизм мотивации, руководителю следует опираться на крепкий экономический фундамент – права собственности и их защиту.

Типы управленческого воздействия

При формировании трудовой мотивации в нужном направлении руководитель может выбирать один из двух типов воздействия на подчиненных: непосредственный или опосредованный. Непосредственное воздействие можно осуществить двумя способами:

  1. с помощью прямой мотивации – обращение руководителя к личности сотрудника, его системе ценностей и нормам поведения и использовании таких инструментов, как убеждение, внушение, агитация, собственный пример. В результате прямого воздействия улучшаются отношения между руководителем и персоналом, становятся более доверительными, открытыми, эффективными. Эта форма воздействия отличается простотой и удобством: она естественна и не требует специальных научных знаний.
  2. Оперативное управление персоналом требует иного подхода, который называется властной или принудительной мотивацией. Она предполагает сознательное применение субъектом управления модели формальных отношений «руководство – подчинение», основанной на угрозе наказания за неудовлетворительные результаты работы. Властное воздействие осуществляется в форме приказов, распоряжений, требований, предупреждений и т.д. Как показывает управленческая практика, такие способы воздействия также просты, оперативны и экономичны. Но с другой стороны, рост иерархичности и формальности отношений влечет за собой разделение коллектива на группы по статусу, развитие конфликтности, подавления инициативности, что сказывается негативно на трудовой деятельности.  

Стимулирование

По сравнению с другими методами мотивации стимулирование обладает возможностью формировать мотивы поведения работников, используя обстоятельства, которые могут удовлетворять потребности и которые находятся под контролем руководителя медицинской организации. Стимулирование относится к опосредованному типу управленческого воздействия на трудовое поведение. От методов прямой и властной мотивации стимулирование отличается тем, что поведение корректируется не в ходе межличностного взаимодействия, а в ходе изменения условий жизнедеятельности медработника, создания внешних обстоятельств, вызывающих возникновение тех или иных потребностей и интересов.

Наиболее правильным является комплексный и системный взгляд на стимулирование. С точки зрения системного подхода стимулирование представляет собой систему мер принуждения (которые выражаются в форме прямого воздействия – к примеру, требования придерживаться планов, актов, санкций), условия (материально-техническая обеспеченность, квалифицированные кадры, производственные мощности) и систему поощрений. При этом все эти виды воздействия должны осуществляться во взаимосвязи друг с другом. 

При разработке системы стимулирования труда должны быть учтены такие параметры, как 1) механизм стимулирования трудовой деятельности (уровни стимулирования, система трудовых стимулов, критерии оценки затраченного труда и его результатов, связь между оценкой и вознаграждением); 2) факторы, влияющие на стимулирование трудовой деятельности; 3) принципы стимулирования; 4) методы и приемы разработки системы стимулирования.

В данное время проблемы трудового стимулирования решаются путем связывания системы мотивов и потребностей, для удовлетворения которых вырабатываются стимулы. Поэтому основной задачей, стоящей перед медицинской организацией, является осуществление такого воздействия, которое бы спровоцировало у работника желаемое трудовое поведение.   

Механизм стимулирования

Классическое устройство механизма стимулирования, представленное в экономической литературе, выглядит сегодня достаточно упрощенно относительно количества элементов системы стимулирования. Это объясняется тем, что вплоть до 90-х годов XX века для организаций была характерна формальная ориентация трудовых стимулов на трудовую мотивацию персонала. 

Руководителю медорганизации необходимо понять внутреннюю сущность и характер побуждения к труду, а не только наблюдать поведение своих работников, чтобы иметь адекватное и полное представление о стимулировании и мотивации труда. Учитывая взаимосвязь внешних и внутренних побудительных сил, стимулирование труда можно определить, как «систему сознательно организуемых форм и методов воздействия на коллективы и отдельных работников для обеспечения их заинтересованности в высокой производительности труда». Стимулирование труда в условиях рыночной экономики требует увеличить количество элементов и уровней механизма стимулирования труда. Это могут и надбавки, доплаты, дополнительные ставки, поощрительные премии и прочее.

Безусловно, рыночная экономика определяет в качестве главного интереса нанятого работника достижение высокого уровня жизни путем приобретения рабочего места, организация которого дает возможность человеку комфортно трудиться. В свою очередь, и руководитель организации в условиях рынка стремится реализовать свои интересы – получить прибыль, увеличить количество обслуживаемых пациентов, что напрямую зависит от правильной организации медицинского труда и повышения его эффективности. Современный механизм стимулирования должен, прежде всего, учитывать интересы собственника, так как именно от него зависит успешное взаимодействие имеющих разные интересы сотрудников. Руководитель медицинской организации по-своему организует систему стимулирования на основе баланса между принудительными и поощрительными мерами с целью достижения через это единства интересов.

Каждый работник обладает индивидуальным набором ценностей, на формирование которого оказывают влияние множество причин. В рамках рыночной экономики этими причинами могут стать: 1) нормативные документы, которых сотрудник должен придерживаться в своей трудовой деятельности, 2) трудовые соглашения, 3) политика руководителя в сфере социально-экономического развития организации. Система ценностей и интересов трудовых кадров обуславливает определенные реакции на стимулирование, вместе с тем она может трансформироваться при изменении условий трудовой деятельности.

   Читайте также:

Организация сестринского дела в Республике Казахстан. Роль главной медсестры в деятельности лечебного учреждения

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

Давайте познакомимся!
Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
1 минута, и вы продолжите чтение
Пожалуйста зарегистрируйтесь

Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
1 минута, и вы продолжите чтение