text
MCFR.KZ Медицина

Формирование профессиональных компетенций медработников

  • 26 июня 2018
  • 52
Формирование профессиональных компетенций медработников

Модернизация системы здравоохранения РК предъявляет новые требования к подготовке медицинских кадров. В статье освещаются пути решения проблемы формирования профессиональных компетенций работников сферы здравоохранения.

Одним из ключевых факторов улучшения деятельности системы здравоохранения является развитие кадрового потенциала. Мировой опыт показывает, что уровень эффективности системы здравоохранения и качества медицинских услуг прежде всего определяется качеством компетенций персонала, на который влияют теоретическая и практическая подготовка, а также трудовая мотивация. Для Казахстана это очень важно, т.к. программа социальной модернизации в сфере здравоохранения основана на внедрении новой системы подготовки медицинских кадров на примере лучших среднеспециальных и высших учебных заведений мира, на поддержке человеческих ресурсов.   

В связи с этим возникает необходимость решить вопрос: что изменить в системе здравоохранения для того, чтобы деятельность всех ее представителей, от руководящего состава до рядовых работников, соответствовала требованиям современных стандартов качества, успешно адаптировалась к современным экономическим реалиям, обеспечивая при этом государственные гарантии по сохранению и укреплению здоровья граждан, управлению заболеваниями, оказанию экстренной помощи.

 По мнению инициаторов госпрограммы «Денсаулык», сегодня необходимо выработать инновационные методы формирования эффективной системы общественного здравоохранения, позволяющей планировать и прогнозировать потребность в кадрах, а также готовить их для работы в новых условиях.    

Если проанализировать ситуацию с кадровыми ресурсами в медицинской отрасли, то окажется, что 10000 потенциальных пациентов обслуживаются 13 врачами, при этом между странами и регионами обнаруживается существенная разница. В Европе количество врачей на 10000 человек составляет 79, в России – 44, в Казахстане обеспеченность врачами на 10000 населения составила 30,4. В территориальном распределении медицинских кадров (по разным областям, а также между городом и селом) наблюдается диспропорции.     

Значительные диспропорции касаются небольшого количества дорогих специалистов, в связи с чем ощущается дефицит врачей важнейших специализаций, относящихся к сфере общественного здравоохранения и политико-организационной работы.

Требования к квалификации медработников

Сегодня развитые страны все усилия кадровой политики направляют на то, чтобы внедрять современные методы управления ресурсами, усиливать роль руководящего звена, расширять функции среднего медперсонала, готовить специалистов в сфере общественного здравоохранения, повышать требования в области кадровой подготовки и переподготовки.  

В медицине стран СНГ за годы ее существования закрепилась практика экстенсивного подхода и гиперспециализации, что отражено в номенклатуре врачебных должностей и специальностей. Так, наблюдается тенденция расширения медицинских специальностей. Появление в системе здравоохранения большого количества «узких» специалистов даже при высокой обеспеченности медицинскими кадрами вызывает порой нехватку специалистов, что негативно влияет на процесс реформирования системы, доступность и качество медицинских услуг.     

На базе ратифицированной номенклатуры разработаны и утверждены квалификационные требования к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения.

Требования к квалификации касаются получения необходимого для каждой специальности уровня профессионального базового и послевузовского или дополнительного образования, а также перечня должностей, которые имеют право занимать специалисты с определенной подготовкой.

Готовят этих специалистов учреждения высшей медицинской школы согласно утвержденным стандартам в системе образования. Но специалисты оказываются недостаточно подготовленными, чтобы решать практические задачи, встающие перед ними в процессе работы в медицинских организациях. Они не обладают необходимым багажом теоретических знаний и практических умений в сфере современных медицинских, организационных и информационных технологий (включая применяемые на догоспитальной стадии).

Причиной возникновения этой проблемной ситуации во многом является отсутствие унифицированных требований к профессиональной деятельности медицинских и немедицинских работников системы здравоохранения (особенно это касается сотрудников амбулаторно-поликлинических учреждений), которые позволили бы обеспечить качественное оказание услуг.

В этих требованиях должно быть отражено соответствие специальностей и должностей в образовательной сфере в целом, перечень конкретных должностных обязанностей, служебные, психологические и этические нормы деятельности, обеспечивающие реализацию трудовых функций в пределах компетенции.

Система профессиональных стандартов

В настоящее время основным фактором, обеспечивающим экономическую и социальную конкурентоспособность, является человеческий капитал, величина вклада которого в экономическое развитие зависит от уровня производительности труда работников, имеющих квалификацию и образование, а также он является той креативной средой, в которой возникают новые идеи, инновации, способы их передачи и усвоения обществом. Этим и определяется требование к качеству человеческих ресурсов и системе их подготовки.      

В настоящий момент под квалификацией все чаще имеют в виду совокупность компетенций, которыми располагает и которые эффективно применяет на практике человек.

Несомненно, в единстве двух сфер – труда и профессиональной подготовки – видится тот фундамент, на котором строится вся система воспроизводства квалифицированных кадров системы здравоохранения.

Многие страны давно пришли к осознанию того, что процесс воспроизводства квалифицированных человеческих ресурсов должен быть широко институционализирован. В качестве дополнительных  институтов возникли национальные системы квалификаций и профессиональных стандартов.  

Можно с уверенностью утверждать, что ключевым функциональным аспектом профессионального стандарта является отражение нормативных требований к квалификации трудовых кадров.

Решить данные проблемы можно при обеспечении таких условий, как:   

  1. Обращение к международным стандартам при корректировке номенклатуры врачебных должностей и специальностей на основании прогнозируемой потребности в процессе изменения структуры медорганизаций, недопущения дублирующих функций, совершенствования процедуры предоставления комплексных медицинских услуг, правильного перераспределения функциональных обязанностей внутри коллектива, прогнозирования возможных изменений эпидемиологической ситуации и т.д. 
  2. Разработка и ратификация профессиональных стандартов деятельности медработников (особенно работников амбулаторно-поликлинических организаций) с опорой на уже существующую номенклатуру врачебных должностей и специальностей, представляющую собой нормативные требования к субъектам профессиональной деятельности, которые позволяют оказывать медицинские услуги высокого уровня качества, как того требует модернизируемая система общественного здравоохранения.

Профессиональные стандарты включают в себя помимо этого требования к уровням квалификации и образования, список конкретных должностных обязанностей с учетом особенностей подготовки, а также иные нормы, определяющие поле компетенции медицинского работника.   

  1. Соответствие образовательных стандартов профессиональным предполагает, в первую очередь, развитие «ключевых компетенций» кадров, под которыми подразумевается совокупность личностных качеств, теоретических и практических компетенций, позволяющих эффективно выполнять профессиональные обязанности. 

Дополнительное медицинское образование

В совершенствовании нуждаются и подходы к системе дополнительного медицинского образования.

В рамках непрерывного процесса последипломного образования медицинских кадров осуществляется постоянное обучение, способствующее осознанию актуальности различных проблем здравоохранения, улучшения качества работы каждого отдельного сотрудника. Но в качестве фундамента непрерывного последипломного обучения не могут выступать курсы повышения квалификации, которые проходят 1 раз в 5 лет в течение нескольких десятков часов. За этот период методологически, технологически, практически медицина изменяется более чем на 70%.

Поэтому повышение квалификации целесообразно осуществлять, как во многих развитых странах, с помощью системы накопительных кредитов буквально на постоянной основе. 

Одной из актуальных задач становится перевод системы непрерывного профессионального развития работников здравоохранения на накопительный принцип деятельности. В его основу положено не количество часов или затраченное время на прохождение курса, а достижение обучающимися определенной степени компетентности благодаря пройденному объему учебной программы, теоретической информации и практического опыта, который измеряется в условных единицах профессионального развития – системе кредитов или накопительных зачетных единиц.

Кроме того, если базовая подготовка специалистов соответствует образовательным стандартам, то дополнительное (последипломное) профессиональное образование (далее – ДПО) проходит в русле тех тематик, которые разрабатываются и реализуются в соответствующих вузах с учетом возможностей педагогических кадров конкретного вуза. В итоге для одинаковых направлений создается огромное количество программ, многообразие которых не обеспечивает глубоких знаний медикам различных специальностей.

Принимая во внимание то, что ДПО приводит к отрыву кадров от рабочего места, в некоторых медицинских образовательных учреждениях подобные курсы по 500 и более часов дробятся на отдельные тематические модули, предполагающие такие объемы, как 72, 100, 144 часа. Но эти модульные программы не приводятся к какому-то общему виду, и по схожей тематике каждый вуз определяет собственный багаж знаний, навыков и умений.

В условиях такого многообразия невозможно формирование единого информационно-образовательного пространства, применение на практике общепринятых подходов для решения своих профессиональных задач. Внедрение унифицированных модульных программ последипломного образования сотрудников сферы здравоохранения, а также создание системы их аккредитации способствовали бы оценке конкурентоспособности отдельных кафедр, их готовности к реализации подобных программ и формированию мотивации к повышению педагогического мастерства.

Долгое отсутствие клинической практики, особенно у специалистов амбулаторно-поликлинических учреждений, вызывает ошибки при проведении диагностики и оказании медицинской помощи пациентам.

«Actualis: Медицина»

42


Гостевых доступов осталось сегодня на электронную систему «Actualis: Медицина»


Решение проблемы

Решение подобных проблем можно найти в ходе осуществления таких мероприятий:

  1. Приведение системы непрерывного профессионального развития работников здравоохранения в соответствие с международным опытом повышения качества непрерывного медицинского образования и перевод его на накопительный принцип деятельности. При этом в качестве обязательного условия последипломного образования для специалистов клинических профилей, трудящихся в амбулаториях и поликлиниках, должно быть установлено не менее 50% обучения по соответствующему профилю профессиональной деятельности на базе учреждений, прошедших специальную аккредитацию.
  2. Разработка с участием медицинских и немедицинских образовательных организаций и практическое внедрение унифицированных модульных программ последипломного образования кадров, включающих наиболее актуальные теоретические и практические вопросы здравоохранения, с обращением особого внимания на подготовку:
  1. персонала амбулаторно-поликлинических организаций, осуществляющих практическую деятельность в сфере первичной медицинской, консультативной, профилактической, медико-социальной, диагностической и реабилитационной помощи.
  2. управляющих деятельностью рядовых сотрудников, сотрудников кадрового, информационного, маркетингового секторов, экономистов, юристов, педагогов, психологов, специалистов-экспертов по медицинской и медико-экономической экспертизе, медико-техническому и лекарственному обеспечению.
  1. Введение в структуру модулей последипломного образования работников амбулаторий, поликлиник обязательной клинической практики на базе специально аккредитованных для этого медорганизаций. Это даст возможность освоить современные методик и технологии оказания медицинских услуг; пройти стажировку в ведущих отечественных и зарубежных медицинских центрах.

Эту работу можно выполнить, объединив усилия разработчиков управленческих, финансовых, маркетинговых и медицинских стратегий, экспертного медицинского сообщества и специалистов, осуществляющих последипломную подготовку специалистов, внедряя инновационные подходы к образовательному процессу.

Как опыт западных стран, подготовить кадры для практического здравоохранения лучше всего путем формирования команд специалистов различных направлений, готовых и способных принимать решения. Такие команды состоят из управляющих разных звеньев, медиков-специалистов по разным направлениям, среднего медперсонала, экспертов по проблемам экспертизы качества, организационно-финансовой, правовой экспертизы, немедицинских специалистов-партнеров медорганизаций.

Таким образом, в качестве современных подходов к последипломной подготовке медицинских работников можно выделить следующие ключевые направления:

1) системный характер последипломной подготовки медицинских и немедицинских кадров по повышению качества медицинских услуг;

2) унификация подходов, образовательных программ и планов, пособий и руководств по актуальным направлениям здравоохранения;

3) повышение педагогической квалификации;

4) внедрение метода подготовки «команд специалистов», занимающихся различными сторонами модернизации процедур оказания медицинской помощи, которые состоят из докторов и средних медработников, немедицинских специалистов, объединенных проблемами охраны здоровья различных социальных слоев;

5) создание системы школ общественного здравоохранения.

Важной проблемой является и повышение эффективности процесса аттестации медицинских работников.

С учетом современных требований целесообразно усовершенствовать систему аттестации медицинских кадров, обращая особенное внимание не только на проведение аттестации на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию, но и на качественное осуществление  профессиональных функций.

Разрабатывая порядок аттестации медицинской деятельности, следует опираться на профессиональные и образовательные стандарты, что позволит намного эффективнее использовать профессиональный потенциал кадровых ресурсов.

Указанные выше подходы способствуют повышению эффективности использования кадровых ресурсов сферы здравоохранения, результативности и качества их деятельности по охране здоровья и предоставлению медицинских услуг гражданам Республики Казахстан.

Читайте также:

Должностная инструкция врача скорой и неотложной медицинской помощи

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
Чтобы читать дальше, пожалуйста, зарегистрируйтесь!

Мы вынуждены сделать доступ по регистрации, чтобы обеспечить качество публикаций и защитить авторские права редакции.
После регистрации у вас будет доступ ко всем материалам и сервисам на портале.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
1 минута, и вы продолжите чтение