text
MCFR.KZ Медицина

Пошаговая разработка системы идентификации

  • 10 июля 2018
  • 134
Пошаговая разработка системы идентификации

Обеспечить безопасность и повысить качество лечения в медицинской организации позволяет точная идентификация пациента. Статья содержит конкретные рекомендации по разработке эффективной системы идентификации.

Идентификация – это процедура, в процессе которой врач получает точные данные о личности пациента и состоянии его здоровья.

Разработка системы идентификации требует выполнения 7 шагов:

  • назначение ответственного лица,
  • издание соответствующего приказа;
  • разработка инструкции для сотрудников;
  • обучение медперсонала;
  • подготовка памятки, адресованной пациентам;
  • разработка показателей эффективности;
  • регулярное осуществление контроля.

В том случае, если в вашем медицинском учреждении система идентификации уже функционирует, обращение к данной рекомендации может быть полезно при проверке  и улучшении ее работы.

Назначение лица, отвечающего за идентификацию

Построение системы идентификации начинается с выбора сотрудника, несущего ответственность за безошибочное осуществление этой процедуры. В роли ответственного лица может выступать сотрудник, являющийся представителем отдела качества или комиссии по внутреннему контролю. Рекомендуется назначать ответственным сотрудника, находящегося в должности старшей медицинской сестры и выше. 

Ответственный за идентификацию должен соответствовать таким требованиям, как наличие необходимого объема знаний о том, что лежит в основе качественной и безопасной медицинской деятельности, а также наличие диплома о вузовской подготовке и достаточного клинического опыта.

В должностную инструкцию ответственного лица должны быть внесены корректировки. В частности, следует установить, какой объем рабочих часов ответственный будет тратить на организацию и поддержание системы идентификации. Если позволяет бюджет, результат деятельности ответственного по идентификации может оцениваться в виде премии.  

Наиболее подходящим на роль ответственного является старшая медицинская сестра. Именно медсестры зачастую занимаются оформлением историй болезни, приемом пациентов в отделение, сопровождением их на процедуры. По этой причине медсестры чаще всего сталкиваются с проведением идентификации и имеют опыт такой работы. 

Издание приказа

Следующим шагом является внесение идентификации в систему внутреннего контроля качества, которое осуществляется в виде издания приказа.

Разработка инструкции для сотрудников

Формирование отлаженной системы идентификации предполагает разработку и утверждение инструкций, в соответствии с которыми будет проходить эта процедура. Выполнение этой задачи целесообразней всего поручить представителю руководящих звеньев организации, относящихся к сфере контроля качества или организационно-методической деятельности (руководитель, заведующий, главврач медучреждения).

Далее следует определить, на каких стадиях оказания медицинских услуг необходимо идентифицировать пациента, кто это делает. Так можно определить количество и содержание инструкций. Чаще всего медперсонал идентифицируют пациента в следующих ситуациях:

  • прием и размещение пациента в приемном покое или отделении;
  • проведение диагностики;
  • забор биоматериалов для проведения анализов;
  • введение лекарственных препаратов (внутримышечное, подкожное или внутривенное);
  • выполнение оперативных вмешательств и назначений врача;
  • передача смены по дежурству;
  • выписка пациента;
  • перевод больного из одного отделения или медучреждения в другое.

Для каждого из этих этапов должна быть разработана отдельная инструкция. Медперсоналу необходимо иметь четкое представление о том, что предпринимать в той или иной ситуации. Например, в инструкции для приемного покоя должна содержаться информация о том, что предпринимать, если пациент поступил:

  1. в сознании и с документами,
  2. без сознания с документами и сопровождающим лицом,
  3. без сознания и без документов,
  4. без сознания, документов и с сопровождающим.

Обучение медперсонала

Работников необходимо ознакомить с правилами, которые нужно соблюдать при проведении идентификации. С этой целью составляется план и приглашаются преподаватели. Обучение целесообразно завершить итоговым тестированием. Желательно, чтобы занятия по проведению идентификации посетили сотрудники всех структурных подразделений – лечебных, диагностических, лабораторных и т.д.

Индивидуальный план обучения необходимо дополнить занятиями, совершенствующими управленческие навыки.

«Actualis: Медицина»

42


Гостевых доступов осталось сегодня на электронную систему «Actualis: Медицина»


Разъяснение пациентам правил идентификации

2

Суть идентификации должна быть так же понятна пациентам и их родственникам. Расскажите им про идентификацию, используя специально подготовленные для них листовки и флаеры, в которых будут раскрыты особенности и цель идентификации, а также назначение таких специальных устройств, как идентификационный браслет. Вследствие этого пациенты лучше поймут, с какой целью медперсонал интересуется их данными, будут более продуктивно взаимодействовать с ним и контролировать выполнение ими профессиональных обязанностей. 

Например, листовка, информирующая пациентов о порядке проведения идентификации, может содержать следующие пункты:

1. Проведение идентификации медработниками носит обязательный характер, когда новорожденный передается на кормление, берется биоматериал для анализов, переливают кровь и ее компоненты, делают инъекцию, пункцию, перевязку, операцию.

2. Надо обращать особое внимание на то, чтобы представители медицинской организации при проведении процедур уточняли личные данные пациента, сверяли информацию о пациенте с той, что содержится на браслете и в медицинской карте.

3. С целью обеспечения своей безопасности пациент должен удостовериться в том, что на всех его препаратах наклеен стикер с его полными данными, датой и временем приготовления препаратов.

4. Важно следить за тем, чтобы сотрудник медучреждения, занимающийся забором материала для анализов, маркировал пробирки и контейнеры непосредственно при пациенте.

Разработка показателей эффективности

Следующим шагом является определение критериев оценки эффективности работы системы идентификации. Как только будут разработаны показатели эффективности, их следует утвердить приказом.

Рекомендуется давать оценку системе идентификации на всех этапах оказания медицинских услуг и в таких ситуациях, как поступление пациента без сознания, оказание ему медицинской помощи, использование браслетов, незнание государственного языка или языка межнационального общения.

Каждый критерий делится на несколько более конкретных параметров. Так, оценка системы идентификации на всех стадиях оказания медицинских услуг производится с учетом таких моментов, как утверждение медорганизацией приказов по идентификации, проведение регулярного аудита, обучение персонала.

Возможно использование и дополнительных критериев, таких как: количество пациентов с браслетами, точность информации на них, причины, по которым пациенты не носят браслет, эффективность других методов идентификации, влияние браслетов на безопасность и т.д. Данные критерии также закрепляются приказом.   

Проведение проверок

Проводите систематические проверки того, насколько качественно работает система идентификации. Они помогут контролировать ситуацию, минимизировать количество ошибок и быстро исправлять допущенные.

Полезно составить план

По поручению руководителя медучреждения ответственный за идентификацию составляет план проверок. Структура документа состоит из следующих пунктов:

  • периодичность проверок,
  • структурное подразделение,
  • ответственное лицо,
  • проверяемые показатели.

Показатели, которые планируется подвергнуть проверке, должны соотноситься с ранее утвержденными критериями оценки. Постарайтесь обеспечить каждому сотруднику свободный доступ к плану проверок. Для этого документ должен быть размещен на видном месте – на сайте или на стенде. В случае внесения в план корректировок сотрудники соответствующих подразделений медучреждения должны быть уведомлены об этом. Для удобства можно составить календарный план.

Оформление отчета

Результаты проверки отражаются в отчете ответственного лица. Форма отчета утверждается приказом. В отчете следует предусмотреть наличие таких пунктов, как дата проверки, основание проверки, Ф.И.О. сотрудника, осуществляющего проверку, наименование структурного подразделения, Ф.И.О. сотрудников, с которыми провел беседу ответственный работник.

Подготовка плана исправлений

На основе анализа отчета подготавливается план мероприятий, направленных на исправление проблемной ситуации. План согласуется с подразделением, а потом утверждается. План корректирующих мероприятий размещается на внутреннем сайте или стенде.

Читайте также:

Значение и функции подросткового кабинета в поликлиниках

Алгоритм. Раздача лекарственных средств для внутреннего применения

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
Чтобы читать дальше, пожалуйста, зарегистрируйтесь!

Мы вынуждены сделать доступ по регистрации, чтобы обеспечить качество публикаций и защитить авторские права редакции.
После регистрации у вас будет доступ ко всем материалам и сервисам на портале.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
1 минута, и вы продолжите чтение