MCFR.KZ Медицина

Как внедрить корпоративное управление в медучреждении

  • 10 августа 2018
  • 83
корпоративное управление
корпоративное управление

В статье описаны основные принципы корпоративного управления и рассматривает возможность их использования в управлении медицинскими учреждениями

 Реформы в здравоохранении Казахстана, соответствующие требованиям времени, программе «Саламатты Казахстан», остро нуждаются в преобразованиях управленческих систем в здравоохранении.

 Как сообщил министр здравоохранения РК Е.А. Биртанов, по результатам проводимой работы к концу 2019 года должна завершиться реструктуризация государственных медицинских организаций. Она предполагает полный переход госпредприятий в форму государственных предприятий (ГП) на праве хозяйственного ведения (ПХВ) с внедрением принципов корпоративного управления и повсеместное создание наблюдательных советов.

 Внедрение корпоративной политики управления персоналом охватит большинство медицинских организаций страны. При этом в основу реализации Национальной политики управления кадровыми ресурсами здравоохранения будут заложены такие принципы, как доступность необходимых человеческих ресурсов, надлежащая компетенция работников, отзывчивость человеческих ресурсов на запросы населения, непрерывное профессиональное развитие, продуктивность человеческих ресурсов и социальное признание.

Сегодня в Казахстане 533 предприятия уже переведены на новую форму собственности (84% от всех учреждений, пригодных для реорганизации), 284 из них имеют наблюдательные советы. До конца года планируется преобразование еще 99 предприятий. 

История  корпоративного управления 

В основе любой системы преображения лежат два фактора: это количество доступных ресурсов и современного способа управления ими. Одним из важнейших факторов современности в медицине является развитие менеджмента в сфере здравоохранения. В основе его формирования лежит принцип промышленного менеджмента. 

В мае 1999  года Совет ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития – международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы  демократии и рыночной экономики. – Прим. ред.) принял Принципы ОЭСР. Результативное корпоративное управление  – важный элемент эффективной рыночной экономики. В апреле 2004 года правительства 30 стран-членов ОЭСР одобрили пересмотренную версию Принципов ОЭСР, учитывающую реалии произошедших изменений в экономической, юридической и культурной сферах, а также опыт не только стран ОЭСР, но и государств, не являющихся членами этой организации. Во многих странах, как в экономически развитых (Великобритания, Германия, США, Франция и др.), так и в развивающихся (Бразилия, Индия, Малайзия, Мексика и др.), в настоящее время существуют национальные стандарты корпоративного поведения,  разработанные на основе  Принципов ОЭСР.

Реформирование здравоохранения требует эффективного управления, переход к новой модели финансирования медицинских учреждений несет в себе большую экономическую самостоятельность для руководителей. Появление активной конкуренции на рынке оказания медицинских услуг ведет к оттоку/притоку пациентов в то или иное учреждение и возникновению серьезных экономических рисков.

Конкуренция за бюджетные деньги, введение дифференцированной оплаты труда медицинских работников – все это требует новых подходов к управлению в системе здравоохранения.

Основные принципы корпоративного менеджмента взяты из промышленного менеджмента с учетом специфики работы.

Основными /базовыми инструментами корпоративного управления являются:
  1. Миссия организации;
  2. Стратегические цели развития медицинской организации;
  3. Структура организации;
  4. Алгоритмы основных рабочих процессов;
  5. Планирование и контроль;
  6. Программа развития компетентности сотрудников организации.
Главными целями внедрения элементов корпоративного управления являются:
  • повышение эффективности управления медицинскими организациями путем привлечения различных экспертов (медиков, финансистов, юристов, представителей общественных объединений) в наблюдательные советы, правление медорганизаций;
  • обеспечение прозрачности и подотчетности предприятия перед обществом;
  • снижение неоправданного вовлечения и нагрузки на государственные органы по оперативному управлению медицинскими организациями.

Корпоративная медицина

Особое внимание здравоохранению уделяют крупные промышленные компании. Корпоративная медицина как один из ключевых элементов корпоративной социальной ответственности является неотъемлемой частью культуры ведения бизнеса во всех развитых странах мира. Собственники и руководители зарубежных компаний уже давно осознали, что здоровье сотрудника – важный и невосполнимый ресурс, который оказывает прямое влияние на производительность труда, эффективность, инновационный потенциал организации.

Нельзя не учитывать, что с точки зрения потребителей ключевыми параметрами эффективности организации является доступность и качество оказываемой медицинской помощи. Можно выделить два параметра: качество предоставляемых медицинских услуг (оценивается на основе показателей заболеваемости и смертности, а также степени удовлетворенности сотрудников) и издержки на медицинские услуги в расчете на одного клиента.

Целью построения эффективной системы корпоративного здравоохранения является обеспечение надлежащего качества предоставляемых медицинских услуг при оптимизации издержек в расчете на одного потребителя.

Многие компании активно развивают и финансируют собственные медицинские учреждения, обеспечивающие профилактику, диагностику, медицинскую помощь, санаторно-курортное лечение для сотрудников и их семей. Очевидно, что это оказывает положительное влияние на состояние здоровья сотрудников, на их производительность труда, трудовую деятельность и продолжительность жизни. Кроме того, наличие высокоразвитой корпоративной медицины, включающей профилактику и санаторно-курортное лечение, является важным мотивационным фактором для работников предприятий.  

Корпоративное управление в медицинских организациях

В основе эффективности любой системы лежат два фактора – количество доступных ресурсов и способ управления ими. В существующих условиях одним из решений, которое может предложить медицина власти – распорядителю финансов и пациентам – налогоплательщикам, является развитие медицинского менеджмента. Само по себе развитие института медицинского менеджмента не является сколько-нибудь инновационным направлением. В США медицинский менеджмент, как академическая специальность, существует с 1948 года, в Европе – с 1962 года.

ВНИМАНИЕ! В реализации программы корпоративного управления основным является разработка и реализация долгосрочных стратегий развития.

В настоящее время идет активное формирование нового формата наблюдательных советов, в состав которых сегодня привлекаются не только деятели в сфере здравоохранения, но и предприниматели и экономисты. Целью этого является вовлечение общественности в управление медицинскими организациями и. прежде всего, обеспечение реального управления рисками и повышение качества менеджмента.

Наряду с созданием наблюдательных советов вторым шагом стала разработка и внедрение различных политик корпоративного управления. В прошлом году разработан ряд документов, предусматривающих широкий спектр вопросов – от общих принципов стратегического планирования до политики управления рисками, кадровым персоналом и т.д. Третье направление – активное внедрение служб внутреннего аудита.

Важным аспектом построения современного корпоративного управления является рациональное распределение человеческих ресурсов. «Вырастить» лояльного и квалифицированного сотрудника – достаточно сложная задача, и для его замены необходимы серьезные временные, а часто и финансовые затраты.

Развитие человеческого потенциала – очень сложная и ответственная задача. Только сформированная коллективная работа определяет успешность  деятельности медицинских организаций.

Ключевыми вопросами в данном направлении являются:
  1. Развитие потенциала личностного роста сотрудников;
  2. Постоянное обучение медицинского персонала;
  3. Вовлечение сотрудников в рабочий процесс и постоянная связь с ними;
  4. Создание благоприятной психологической атмосферы в коллективе;
  5. Привлечение и удержание профессионалов высокого уровня;
  6. Поддержка медицинской организации и выполнение ее задач;
  7. Планирование персонала (кадровое планирование).
    Руководитель мотивирует  сотрудников к повышению эффективности работы и формирует высокопрофессиональную команду. Задачей организации эффективного взаимодействия в различных подразделениях служит успешное сотрудничество в группах с различными функциями.

Читайте также:

Эффективное управление бизнес-процессами в медицинской организации

Новые санитарно-эпидемиологические требования к лабораториям

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

Давайте познакомимся!
Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
1 минута, и вы продолжите чтение
Зарегистрироваться