Состав аптечки первой помощи в Казахстане утвержден приказом Минздрава от 8 октября 2020 года № ҚР ДСМ-118/2020. Какой состав аптечки первой помощи обязателен на предприятиях Казахстана в 2025 году? Эксперты расскажут о перечне медикаментов, правилах хранения и требованиях к комплектации. Узнайте, какая ответственность грозит работодателям за нарушение, и скачайте актуальный список необходимых средств.
Ознакомьтесь с полным перечнем медикаментов для медпункта на предприятии РК – в электронной системе «ACTUALIS: Медицина».
Аптечка первой помощи на предприятии: главные требования
Состав аптечки первой помощи на предприятии РК в 2025 году подобран с учетом типичных случаев внезапного ухудшения состояния человека. Сюда включены как лекарственные средства, так и перевязочные материалы, при помощи которых можно оказать неотложную помощь до приезда бригады скорой помощи.
Комплектация аптечки для оказания первой медицинской помощи четко регламентирована, изменять ее по своему желанию нельзя.
Гость! Что важно знать главврачу: |
Таблица ➤ Состав аптечки для оказания первой помощи
Согласно законодательству, все предприятия должны быть укомплектованы такими аптечками вне зависимости от формы собственности, количества работников, сферы работы и производственных факторов.
Предприятиям, занимающим несколько этажей, желательно иметь по одной аптечке на каждом этаже.
Что должно быть в аптечке на работе
Забота о здоровье сотрудников начинается с руководства предприятия. Организация должна создать благоприятные условия для обеспечения безопасности труда своих работников, что в частности подразумевает наличие аптечки первой помощи. Ответственность за содержание и обновление аптечки первой помощи на предприятии часто возлагается на ответственного лица в его структуре.
Список лекарств аптечки первой помощи в Республике Казахстан регламентирован приказом Минздрава от 8 октября 2020 года № ҚР ДСМ-118/2020 «Об утверждении состава аптечки для оказания первой помощи». С 28 июля 2023 года действует обновленный состав аптечки (приказ МЗ РК от 10 июля 2023 года № 125).
Оказание первой помощи при производственных травмах >>
Таким образом, состав аптечки первой помощи на предприятии включает 22 наименования медицинских изделий. Обратите внимание, что на промышленных объектах состав аптечки дополняется средствами (антидотами), предназначенными для экстренной обработки пораженного участка тела пострадавшего, в зависимости от вредных и (или) опасных производственных факторов (кислота, щелочь, фосфор, известь и другие) с приложением инструкции по применению.
В соответствии с требованиями статьи 186 ТК РК расследованию подлежат случаи повреждения здоровья работников, связанные с их трудовой деятельностью. Учету подлежат несчастные случае, связанные с трудовой деятельностью, повреждения здоровья работников, связанные с исполнением трудовых обязанностей, либо совершение иных действий по собственной инициативе в интересах работодателя, приведшие к нетрудоспособности либо смерти.
Состав аптечки для оказания первой помощи: перечень
Вместе с тем, индивидуальные аптечки первой помощи можно доукомплектовать на усмотрение пользователя по его потребностям и пожеланиям.
Основные действия при доврачебной медицинской помощи >>

Не пропустите актуальный комплект из 20 готовых СОПов с алгоритмами доврачебной помощи. Минздрав официально утвердил 16 состояний при которых медсестра обязана оказать помощь, причем все действия необходимо совершать строго по приказу. Материалы новой рекомендации помогут обучить медсестер конкретным навыкам и проконтролировать их знания при аттестации.
Сохраните себе перечни ⬇️
Аптечка при анафилактическом шоке в РК >>
Как хранить аптечку на производстве
Состав аптечки первой помощи РК (2025) на предприятии согласно нормативным актам должен храниться на рабочем месте, либо в непосредственной близости к нему, на местах производства и в доступном для каждого сотрудника месте.
Аптечка первой помощи, список которой мы рассмотрели выше, должна быть защищена от пыли, попадания влаги и нагревания, так как все эти факторы могут привести к порче содержимого.
Каждый работодатель должен создать нормативный документ и в нем определить ответственного за аптечку первой помощи работникам, указать их общее количество на предприятии и места их хранения, а также определить сроки их замены или пополнения.

Возьмите в работу рекомендацию, с которой вы будете готовы к визиту проверяющих комиссий. Узнаете, как укомплектовать укладку лекарствами и медизделиями, чтобы она соответствовала последним требованиям Минздрава. Также дадим 7 таблиц-шпаргалок и 3 памятки с требованиями по комплектации. Убедитесь, что включили в перечень обязательных аптечек требуемые препараты. Бонусом получите возможность закрепить навыки через онлайн-практикум.
Если ответственного нет, то им выступает сам руководитель. Очень удобно обозначить места, где расположена коллективная аптечка первой помощи – яркими наклейками, например, в виде красного креста. Так в экстренной ситуации каждый работник сможет без труда ее найти.
Узнайте, как провести доврачебные реанимационные мероприятия >>
Что еще должно быть в аптечке первой помощи на предприятии, или чем ее можно дополнить?
По своему усмотрению руководитель может дополнять состав нужными ему лекарственными средствами и медицинскими изделиями. При этом важно, чтобы аптечка для производственных предприятий в том числе не содержала медикаменты с отличными от регламента характеристиками. Например, нельзя заменить пластырь утвержденной длины на более короткий.
❗ Как правильно делать искусственное дыхание >>
Контроль за аптечкой должен осуществляться не реже, чем 1 раз в месяц. Ее пополняют по мере использования или по истечении срока годности.
Лекарственная безопасность: как обеспечить в медорганизации
В статье – несколько важных этапов, которые помогут руководителю сформировать систему лекарственной безопасности в клинике. Пояснили элементы, которые входят в это понятие. Подсказали, что нужно включить в организацию и контроль безопасного применения лекарственных препаратов пациентом.
Читайте подробнее в журнале «Руководитель медицинской организации»>>
В статье – шесть памяток для медицинских специалистов по экстренной помощи за стенами клиники. Также дадим пошаговые алгоритмы, чтобы оперативно оценить состояние больного на каждом этапе медпомощи до стационара. Наглядные схемы покажут какую помощь оказать в первую очередь и успеть спасти пострадавшего до приезда скорой помощи.
Аптечка для оказания первой помощи: какую ответственность несет работодатель за её отсутствие
За отсутствие аптечки первой помощи на предприятии или за нарушение комплектации работодатель несет административную ответственность. Как правило, такие нарушения выявляют при плановых проверках. В некоторых случаях внеплановые проверки назначают по жалобам сотрудников. За такое правонарушение налагается предупреждение, штраф, иногда — приостановление деятельности компании.
СОП: «Код Синий»: оказание реанимационной помощи
- "Код Синий" – понятие, цель, область применения, ответственность
- Обучение работников медорганизации
- Алгоритм оказания базовой неотложной помощи (BLS)
- Алгоритм вызова помощи (вызов Команды Код Синий)
- Диагностика кардиореспираторного приступа
❗ Обязанности работодателя в области безопасности и охраны труда >>
Приостановление деятельности — это совсем исключительные случаи, которых практически не бывает, так как отсутствие офисной аптечки — это не настолько серьезное правонарушение. Однако для собственного спокойствия и
Гость! Что важно знать медсестре: |
Аптечка первой помощи на предприятии: что делать с лекарствами с истекшим сроком годности
Лекарственные препараты с истекшим сроком годности – это недоброкачественные препараты, которые использовать запрещено. Для контроля срока годности ответственному специалисту на предприятии необходимо своевременно заполнять журнал ил карточку учета лекарственных препаратов с ограниченным сроком годности в печатном или электронном виде.
Неликвидные лекарства для первой медицинской помощи в офисной аптечке необходимо передавать предприятиям, которые имеют лицензию на обращение с опасными отходами (напрямую или через поставщиков) – если есть возможность. Уточните, какие организации в регионе имеют такую лицензию.
Ответственный сотрудник получает разрешение на списание лекарственных средств с истекшим сроком годности и передает специализированной организации лекарственные средства на уничтожение по акту приема-передачи.
Гость! Что важно знать главврачу: |
При этом списание просроченных лекарств нужно также документально оформить — актом списания. В этот акт можно включить перечень использованных медпрепаратов. Такие акты разумно составлять периодически (например, раз в месяц или в квартал).
Так, при списании этилового спирта из аптечки первой помощи в пояснении укажите следующее: «В аптечках должен находиться неснижаемый запас этилового спирта на случай аварийных ситуаций. Препарат не был востребован и хранился до истечения срока годности».
Узнайте, как уволить работника за нарушение правил охраны труда или пожарной безопасности >>
Узнайте, как оказать доврачебную помощь при ранении >>
Заключение
Аптечка первой помощи на предприятии — это не просто набор медицинских средств, а инвестиция в заботу о здоровье сотрудников и обеспечение безопасности труда. Правильно организованная система первой помощи способствует уменьшению травматизма, повышению производительности труда и созданию безопасной среды для трудовой деятельности. Это важное звено в общей системе управления безопасностью, заслуживающее особого внимания со стороны руководства и сотрудников предприятия.
Читайте другие полезные статьи в электронной системе «ACTUALIS: Медицина»
- Приказ Министерства здравоохранения РК от 08.10.2020 № ҚР ДСМ-118/2020 Об утверждении состава аптечки для оказания первой помощи
- Приказ Министерства здравоохранения РК от 15.12.2020 № ҚР ДСМ-269/2020 Об утверждении Правил оказания первой помощи лицами без медицинского образования, в том числе прошедшими соответствующую подготовку и Стандарта оказания первой помощи
- Приказ Министерства здравоохранения РК от 19.10.2020 № ҚР ДСМ-138/2020 Об утверждении правил обучения граждан Республики Казахстан навыкам оказания первой помощи, а также перечня экстренных и неотложных состояний, при которых оказывается первая помощь
- Приказ Министерства здравоохранения РК от 25.12.2020 № ҚР ДСМ-330/2020 Об утверждении требований к организациям здравоохранения, осуществляющим подготовку сертифицированных тренеров для обучения граждан Республики Казахстан навыкам оказания первой помощи