text
MCFR.KZ Медицина

Беседа с пациентом

  • 2 октября 2017
  • 888
кандидат медицинских наук, доцент
Беседа с пациентом
Беседа с пациентом

Беседа, проводимая медицинской сестрой, является обязательным элементом ее работы с пациентом и завершающим этапом в постановке сестринского диагноза.

Беседа как способ работы с пациентом

Наилучшая стратегия деловой беседы – это положительная, заинтересованная, уважительная установка.

Желательно знать имя и отчество вашего собеседника до разговора с ним. Если это невозможно сделать, необходимо прямо спросить его об этом.

Начинайте беседу с так называемого «Вы-подхода». Попытайтесь поставить себя на место собеседника, представить себе его интересы. Это отразится на содержании форм ваших высказываний.

Выберите определенный стиль ведения беседы: высоту тона, тембр, громкость, длительность, частоту пауз, скорость, наличие и характер пауз, жестов, интонацию и т. п.

Несоответствие стиля беседы может привести к отказу собеседника участвовать в разговоре.

Анализируйте причины изменения поведения собеседника; поймите причины трудностей; по возможности конкретно определите стилевые и другие рассогласования.

Используйте для диагностики ситуации неречевое (невербальное) поведение и выражение чувств. Положительные эмоции люди не скрывают, и это вы определите по выражению лица. Конечно, мимику можно сознательно контролировать, она зависит от национальных и культурных стереотипов. Это создает некоторые трудности.

Эффективность общения зависит и от условий беседы – место, время, наличие помех (шум, наличие посторонних, беспорядок в комнате и т. д.). Стоит помнить, что тяжело больной человек не может слушать по-настоящему внимательно, в такой ситуации общение становится формальным и неэффективным.

«Actualis: Медицина»

42


Гостевых доступов осталось сегодня на электронную систему «Actualis: Медицина»


Практические советы [1]

1. Обращайтесь к пациенту по имени-отчеству и на «Вы».

2. Начинайте беседу с указания вашего имени и отчества, должности.

3. Смотрите пациенту в глаза на одном уровне, улыбайтесь; если пациент лежит, присядьте на стул, стоящий рядом.

4. Обеспечьте конфиденциальность вашей беседы. Помните, что конфиденциальность является условием создания доверительных отношений с пациентом.

5. Поощряйте вопросы вашего пациента.

6. Говорите неторопливо, доходчиво, пользуйтесь исключительно положительной интонацией вашего голоса.

7. Соблюдайте принципы эффективного умения слушать.

8. Проявляйте мастерство общения медицинской сестры с пациентом.

9. Проявляйте непрерывную инициативу в создании психологического микроклимата при общении с пациентом.

10. Будьте естественны при разговоре, создайте атмосферу взаимопонимания, доверия.

Профессиональная наблюдательность медсестры состоит в искусстве замечать в процессе беседы с пациентом то, чего не видят другие.

При проведении беседы следует придерживаться принципа уважения, избегать каких-либо оценочных суждений, принимать пациента и его проблему такими, какие они есть. Пациент, решившись говорить о сокровенном, эмоционально значимом, хочет, чтобы его слушали. Следовательно, первоначально нужно терпеливо его выслушать.

Медсестра может задавать прямые и косвенные вопросы о ходе событий, о том, что думает и чувствует по этому поводу пациент, чего бы он хотел в этой ситуации, какие действия он собирается предпринять.

Важно! При этом важно слушать не только то, что говорит пациент, но и как он это говорит, какие эмоции стоят за его словами. Следует быть особенно внимательным к словам, на которые пациент реагирует эмоционально.

Например, слово «мигрень» у пациентов, испытавших мигрень на себе, стимулирует мышцы лица, опускаются уголки рта вниз даже тогда, когда все хорошо. Слово «мигрень» провоцирует реальные стрессовые реакции организма, повышая вероятность подлинной болевой атаки.

Стрессовые слова – так называют этих вестников плохого настроения. В процессе беседы полезно выявлять стрессовые для пациента слова и записывать их в свой дневник психологического наблюдения за больным.

В процессе беседы медицинская сестра выявляет сферы жизни пациента, которые вызывают у него стойкие эмоциональные реакции. Она уточняет желания пациента в этой сфере (как бы он хотел, чтобы было), реакцию значимого для пациента окружения на его желания (как, с его точки зрения, другие реагируют на его желания), ответные реакции пациента на эти реакции окружающих.

Важно! Итоговая информация, собранная медсестрой, служит задаче фокусировки проблем пациента, входит в содержание первичного психологического сестринского диагноза и служит отправной точкой для последующей длительной и кропотливой работы по оказанию пациенту психологической помощи в процессе сестринского ухода.

Подробнее читайте в журнале «Старшая медицинская сестра» № 10, 2017.

Читайте также в ЭС «ACTUALIS: Медицина»: 

Общение в профессиональной деятельности медицинского работника среднего звена

Способы и вопросы коммуникационного процесса между средним медицинским работником и пациентом

Этика и деонтология в работе медицинской сестры

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
Чтобы читать дальше, пожалуйста, зарегистрируйтесь!

Мы вынуждены сделать доступ по регистрации, чтобы обеспечить качество публикаций и защитить авторские права редакции.
После регистрации у вас будет доступ ко всем материалам и сервисам на портале.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
1 минута, и вы продолжите чтение