Сокращение расходов и повышение эффективности — одни из главных целей современных медицинских организаций. Одним из проверенных методов достижения этих целей является аутсорсинг — передача непрофильных функций сторонним организациям. В статье мы расскажем о том, как медицинские учреждения могут воспользоваться аутсорсингом, чтобы оптимизировать свою деятельность, на что обратить внимание при выборе подрядчика и как минимизировать возможные риски.
Полную версию статьи "Инструкция для руководителя: как передать лечебное питание на аутсорсинг" читайте в журнале "Руководитель медицинской организации".
СОП «Правила обучения персонала» |
СОП «Управление медицинской организацией»
|
Чек-лист по внедрению системы внутреннего контроля качества и безопасности медуслуг (управление персоналом)
|
![]() Скачать ➤ |
![]() Скачать ➤ |
![]() Скачать ➤ |
Скачайте еще больше образцов и шаблонов здесь
Чем выгоден аутсорсинг медицинских услуг
Медицинские учреждения часто сталкиваются с проблемами в управлении своими расходами. Постоянные траты на непрофильные услуги, такие как уборка, питание, техническое обслуживание или информационные технологии, могут заметно увеличить бюджет клиники. Однако правильный выбор аутсорсера может существенно снизить расходы, повысить качество этих услуг и освободить ресурсы для фокусировки на основных задачах — предоставлении медицинской помощи.
Но наряду с экономией аутсорсинг может нести риски: если подрядчик окажется ненадежным или некомпетентным, это может привести к ухудшению качества услуг и, как следствие, к репутационным и финансовым потерям. Поэтому важно грамотно подойти к выбору аутсорсинговой компании, учитывая все нюансы процесса.
Аутсорсинг – это экономически оправданный перенос второстепенных работ сторонним исполнителям, имеющим соответствующий опыт и знания.
Популярность аутсорсинга объясняется тем, что он обычно обходится дешевле, чем штатные работники. Аутсорс позволяет сберечь не только деньги, но и рабочее время, необходимые площади. Таким образом, у медицинской организации появляются излишки средств, которые она может использовать в основной деятельности.
Какие работы обычно передают аутсорсерам медицинские учреждения:
- приготовление пищи;
- охрану помещений;
- все работы по обслуживанию автотранспорта;
- прачечные и санитарно-гигиенические работы;
- обслуживание электронных сетей, колл-центры;
- гардеробы и ящики для хранения вещей;
- вывоз мусора и утилизацию медотходов;
- бухгалтерские услуги, юридические услуги.

Совет: чем меньше у вас будет отнимать сил административно-бытовая часть деятельности, тем больше останется времени на отслеживание качества и безопасности медицинской деятельности.
Аутсорсинг предоставляет медицинским организациям следующие преимущества:
- Снижение затрат.
- Концентрация на основных функциях.
- Повышение качества услуг.
- Гибкость и масштабируемость.
Рассмотрим подробнее положительные стороны аутсорсинга.
Оптимизация расходов. С помощью аутсорсинга вы оптимизируете затраты, стабилизируете расходы на передаваемые виды работ.
Замещение компетенции. В случае дефицита или отсутствия работников требуемого уровня, фирма-аутсорсер может взять на себя эти функции, поддержав тем самым ожидаемое качество ваших услуг.
Постоянство услуг. Сотрудничество с аутсорсерами позволяет не беспокоиться о том, что работник может не выйти вовремя на больничный или в отпуск.
Сохранение ответственности за услуги. Передача работ на аустсорсинг не означает снижения финансовой и гражданско-правовой ответственности во время исполнения заказа.
Высвобождение ресурсов. Учитывая, что аутсорсинговые фирмы используют собственные или привлеченные ресурсы, например, для приобретения техники, у медорганизации остается больше возможностей для использования ресурсов на стороне.
Защита от повышения цен. Вместе с работой аутсорсер возьмет на себя и другие риски: например, рост цены на продукты или топливо не скажется на вашем бюджете.
Нацеленность на результат. Передав аустсорсеру часть работ, вы сбережете время и уделите больше внимания результату, а не процессу. Будет проще следить за качеством готовой пищи, чем самостоятельно контролировать деятельность пищеблока.
Высвобождение площадей. После привлечения аусорсеров у вас освободятся площади, которые можно будет использовать для медицинских услуг и других задач. Отдали транспортные вопросы на аутсорс – освободится гараж. Отдали на аутсорс питание для пациентов – получите освободившийся пищеблок. И так далее.
Читайте также: |
Какие риски связаны с переходом на аутсорсинг в здравоохранении
Нарушение условий договора. Есть вероятность того, что компания-аутсорсер окажется ненадежной или даже фиктивной. Бывают случаи, когда медучреждения фиксируют определенные цены на услуги в договоре, но в случае инфляции исполнитель отказывается от своих обязательств по договору.
Следовательно, вам нужно быть готовым к происшествиям и форс-мажорам. Начните с изучения рынка таких услуг и определенных компаний, способных оказывать срочные услуги.
Заранее позаботьтесь о подготовке документации для запуска конкурсов (если ваше предприятие относится к государственным и муниципальным организациям здравоохранения), а также таблиц для расчетов средств, которые будут использоваться для договора.
Как руководителю снизить риск врачебных ошибок: 5 алгоритмов и 3 чек-листа по системе JCI
Держите алгоритмы и чек-листы по JCI, чтобы снизить риски врачебных ошибок в вашем медучреждении. В статье – рабочие инструменты системы менеджмента качества, которыми поделились руководители клиник с сертификатами JCI. Здесь же – 5 примеров из практики, чтобы контролировать качество медицинской помощи подчиненных.
Снижение качества работ. В случае несвоевременной оплаты заказа исполнитель будет вынужден урезать расходы на продукты или квалифицированных работников, снижая тем самым общий уровень качества.
Утечка информации. Существует определенная опасность того, что работники сторонних организаций могут разгласить врачебную тайну или коммерческие интересы заказчика.
Падение уровня менеджмента. Вам придется учитывать нежелание или неспособность аутсорсера предъявлять по первому требованию бухгалтерские документы или иные бумаги, даже если вы запросите их срочно. Придется придерживаться зафиксированного в договоре срока.
Удорожание контроля. Учреждению придется выделить средства или работника на то, чтобы контролировать соблюдение аутсорсером законов и всех пунктов договора. В условиях договора такая возможность оговаривается.
Лишняя зависимость. Некоторые виды работ, например, программное обеспечение, вынуждают медицинскую организацию постоянно обращаться к разработчику за обновлениями и устранением неполадок.
Проблема с возвращением функций из аутсорса. Проще передать часть работ аутсорсеру, чем вернуть эту часть задач под крыло медорганизации. Вам следует учитывать эту проблему, прежде чем отдать часть функций на аутсорсинг.
Перечисленные опасности вовсе не означают, что именно ваша организация столкнется с ними. Вам просто следует подготовиться к тому, чтобы быстро исправить возникшую проблему со сторонней организацией.
Гость! Что важно знать главврачу: |
Аутсорсинг в медицине: как не ошибиться в выборе аутсорсера
Для начала задайтесь вопросом: так ли необходимо передавать часть функций организации на сторону? В какие суммы выльется аутсорсинг и приведет ли это к экономии? Постарайтесь выяснить, насколько подрастет качество услуг в медицинском учреждении, и существуют ли на рынке подрядчики, полностью отвечающие вашим запросам.
Если и следует отдавать часть работ на аутсорсинг, то лучше самые дорогие с точки зрения расходов. Ситуация, когда расходы медицинского учреждения обходятся дороже стоимости работ сторонних фирм, бывают не всегда. В любом случае, вам придется перед подписанием договора с аутсорсером заранее просчитать экономический эффект путем сравнения затрат организации с ценами на рынке.
Решение отдавать или не отдавать задачу на аутсорсинг исходит из соображений выгоды для вашей организации.
Виды расходов |
Цены в медучреждении |
Минимальные цены в фирме-аутсорсере |
Разница в прайсах |
Час работы кареты скорой медицинской помощи |
1170,80 |
1325 |
154,20 |
Прачечная (1 кг белья) |
800 |
673 |
127 |
Общепит (1 пациент в сутки) |
1855 |
1696 |
159 |
Организуйте обзор рынка услуг, чтобы выбрать оптимального аутсорсера.

Внимание! Примите к сведению, что вы вправе обратиться к государственным, муниципальным или негосударственным организациям, в коммерческие и некоммерческие структуры.
Пропишите требования к исполнителю. Определитесь с уровнем качества работ, уровнем приемлемых для вас цен, сроками выполнения работ. Сформулируйте промежуточные и итоговые результаты от выполнения заказа. Все эти факторы лягут в основу конкурсной документации, договора с аутсорсером, технического задания.
Заключение
Аутсорсинг в медицинских учреждениях — это эффективный способ сократить расходы, повысить качество услуг и сосредоточиться на основной задаче — лечении пациентов. Однако при выборе подрядчика важно учитывать множество факторов, чтобы избежать возможных рисков. Комплексный подход к выбору аутсорсера и мониторингу его работы позволит медучреждениям получить максимальные выгоды от использования данной модели.
Продолжение читайте в журнале "Руководитель медицинской организации".
- Стандарт Комитета технического регулирования и метрологии Министерства по инвестициям и развитию РК от 01.11.2018 № ISO 37500-2018 СТ РК ISO 37500-2018 "Руководство по аутсорсингу"
- Приказ Министерства труда и социальной защиты населения РК от 19.06.2018 № 255 Об утверждении Правил организации и финансирования аутсорсинга услуг в сфере занятости населения
- Приказ Министерства труда и социальной защиты населения РК от 19.06.2018 № 256 Об утверждении типовой формы договора об аутсорсинге услуг в сфере занятости населения