Программа Главы государства Н. Назарбаева «План нации – 100 конкретных шагов по реализации пяти институциальных реформ» (шаг 80) освещает внедрение обязательного социального медицинского страхования.
Обязательное социальное медицинское страхование
Министерством здравоохранения и социального развития Республики Казахстан (далее – МЗСР РК) в рамках реализации восьмидесятого шага по внедрению обязательного социального медицинского страхования выработаны основные подходы.
Н. Назарбаев: «Усиление финансовой устойчивости системы здравоохранения на основе принципа солидарной ответственности государства, работодателей и граждан. Приоритетное финансирование первичной медико-санитарной помощи (далее – ПМСП). Первичная помощь станет центральным звеном национального здравоохранения для предупреждения и раннего лечения заболеваний».
Анализ текущей ситуации
Особый акцент в поручении сделан на усилении финансовой устойчивости системы здравоохранения на основе принципа солидарной ответственности государства, работодателей и граждан. Также необходимо обеспечить приоритетное финансирование первичной медико-санитарной помощи, которая должна стать центральным звеном национального здравоохранения для предупреждения и своевременного лечения заболеваний.
Сегодня здравоохранение – огромная индустрия. Ежедневно более 300 тыс. человек посещает поликлиники, более 6 тыс. выписываются из стационара, каждый день на свет появляются более 1 тыс. новорожденных, проводится около 2 тыс. операций, 18 тыс. граждан пользуются услугами скорой помощи.
Однако солидарная ответственность в здравоохранении реализована не полностью. Вклад государства в гарантированный объем бесплатной медицинской помощи (далее – ГОБМП) и капитальные расходы составляет 2,3 % к ВВП. Частные расходы граждан в виде платных услуг и добровольного медицинского страхования составляют 1,3 % к ВВП. Ответственность работодателя отсутствует.
Вызовы, стоящие перед системой здравоохранения
Вместе с тем перед системой здравоохранения возникают вызовы времени: это и рост ожидаемой продолжительности жизни, и изменение половозрастного состава населения, и рост числа неинфекционных заболеваний. Значительно увеличится доля лиц старше 65 лет (почти в 2 раза). Указанные факторы приведут к росту потребления медицинской помощи («каждый будет доживать до своего онкологического заболевания»).
Международный опыт развитых стран с высокими показателями ожидаемой продолжительности жизни (далее – ОПЖ) показывает высокое потребление стационарной помощи лицами старше 65 лет, требующей более интенсивного и дорогостоящего лечения. Так, в Японии 23 % лиц указанной категории потребляют 64 % от всего объема стационарных услуг. В РК 8 % пожилых людей этого возраста потребляют 17 % объема стационарной помощи.
Также значительный рост потребления медицинской помощи ожидается в возрасте до 5 лет (за счет увеличения рождаемости) и 20–35 лет (за счет женщин репродуктивного возраста).
Следует также отметить тенденцию роста ожиданий населения от системы здравоохранения, возможное влияние мировых кризисов на экономику страны, глобальные эпидемиологические вызовы (эпидемии и пандемии), что повлечет за собой осложнение проблемы недостаточного финансирования медицины и роста частных расходов в этой отрасли.
Международный опыт
Для достижения стандартов Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР) по объемам и качеству необходимо финансирование здравоохранения на уровне не ниже минимального значения стран-членов ОЭСР.
Доведение данного показателя до минимального уровня ОЭСР позволит сократить долю потребления дорогостоящей стационарной помощи в 2 раза (с 57,5 % до 30,4 %). Реальный акцент будет сделан на ПМСП, за счет увеличения финансирования амбулаторно-поликлинической помощи (далее – АПП) и амбулаторно-лекарственного обеспечения (далее – АЛО). Доля услуг паллиативной помощи и реабилитации также увеличится в 2 раза (с 4 % до 8,4 %).