В 2025 году в Казахстане вступили в силу обновлённые санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования, направленные на обеспечение безопасной и комфортной среды для учащихся. Эти изменения касаются различных аспектов школьной инфраструктуры и организации учебного процесса. В статье подробно рассматриваются нормы, установленные Минздравом и Минобразования РК, включая требования СанПиН РК для пищеблока и медицинского кабинета. Мы представим актуальные требования, а также полезные рекомендации от экспертов. Кроме того, вы сможете скачать необходимые шаблоны документов для эффективной организации работы.
- СанПиН для школ: какие приказы действуют сегодня
- СанПин РК для школ 2024-2025: какие требования действуют сейчас
- Санитарные требования к условиям обучения
- Какие требования предъявляют к медицинскому кабинету в школе
- Какие требования предъявляют к пищеблоку в школе
- Санитарно-эпидемиологические правила в школе по профилактике инфекций
- Должностные обязанности школьной медсестры
- Заключение
Ознакомьтесь с полной версией приказа Министерства здравоохранения РК от 05.08.2021 № ҚР ДСМ-76 «Об утверждении Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования»>>
Еще больше полезной информации для медсестры организаций образования – в журнале "Старшая медицинская сестра".
Скачайте еще больше образцов и шаблонов здесь ▶️
Как известно, согласно государственной программе развития здравоохранения РК «Денсаулық», еще в 2017 году школьная медицина полностью перешла из-под ведения Министерства образования под начало Министерства здравоохранения. В ходе процесса 6 226 школьных медпунктов вошли в число структурных подразделений поликлиник, а школьных медсестер включили в штат поликлиник. Помимо этого претерпели изменения определенные санитарные правила в школе.
6 вопросов о питании в школе: зона ответственности медработника
Узнайте, как выполнять функциональные обязанности медсестры по контролю питания в школе. Бонусом скачаете 2 памятки и перечень журналов, которые проверяет и ведет медработник в пищеблоке.
СанПиН для школ 2025: какие приказы действуют сегодня
Перечень приказов по школьной медицине
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы школ в Казахстане регламентированы рядом действующих приказов МЗ РК.
Так, в сфере оказания медицинской помощи учащимся образовательных учреждений сегодня действует Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 14.03.2023 № 37 «Об утверждении стандарта оказания медицинской помощи в организациях среднего образования» вместо Приказа МЗ РК от 07.04.2017 № 141 «Об утверждении Правил оказания медицинской помощи обучающимся и воспитанникам организаций образования».
Что изменилось в вступлением в силу приказа № 37:
- По новому стандарту в учреждениях среднего образования для оказания медпомощи организация ПМСП определяет координатора (врача, координирующего оказание медицинской помощи обучающимся). Эту должность может занимать врач по специальности «Педиатрия», «Общая врачебная практика» в соответствии с приказом № ҚР ДСМ-305/2020.
- Теперь врачу необязательно постоянно присутствовать в медицинском пункте организации среднего образования (исключения - проведение профосмотров обучающихся, разъяснительная работа с обучающимися и их законными представителями.
- Минимальные штатные нормативы врачей формируют из расчета: 1 штатная единица на 2000 обучающихся, которых обслуживает организация ПМСП.
❗❗Подробнее с изменениями можно ознакомиться в материале "Новый стандарт оказания медпомощи: кратко об изменениях в системе школьной медицины">>
Ранее соблюдение санитарных правил в образовательных учреждениях (СанПин РК для школ) определял Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 16 августа 2017 года № 611.
Однако 12 октября 2021 года вступил в силу обновленный приказ Минздрава РК от 5 августа 2021 года № ҚР ДСМ-76 "Об утверждении Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования". Он регламентирует санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания, питания, обучения и производственной практике, производственному контролю, медицинскому обеспечению обучающихся и воспитанников на объектах образования независимо от форм собственности и т.д.
Как оказать экстренную помощь, если у ребенка анафилактический шок >>
С апреля прошлого года действует обновленная редакция некоторых пунктов Санитарных правил, регламентированная приказом МЗ РК от 05.04.2023 № 60 "О внесении изменений и дополнений в некоторые приказы министерств здравоохранения и национальной экономики Республики Казахстан".
13 отчетных форм школьной медсестры. Проверьте, правильно ли вы составляете месячный отчет
В статье мы разберем, какую отчетность должен сдавать медработник каждый месяц и как правильно ее вести.
СанПин РК для школ 2025: какие требования действуют сейчас
На сегодня правила, разработанные Министерством здравоохранения в части санитарно-эпидемиологических требований к объектам образования РК, выглядят следующим образом.
Площади помещений учебных кабинетов и аудиторий технического и профессионального образования, послесреднего образования, высшего и послевузовского образования (согласно приказу МЗ РК от 18 января 2023 года № 9) определяются:
1) не менее 2,5 м2 на 1 обучающегося – для 12 – 15 мест;
2) 2,2 м2 на 1 обучающегося – для 16 – 25 мест;
3) 1,8 м2 на 1 обучающегося – для 26 – 49 мест;
4) 1,5 м2 на 1 обучающегося – для 50 – 75 мест;
5) 1,3 м2 на 1 обучающегося – для 76 – 100 мест;
6) 1,2 м2 на 1 обучающегося – для 100 – 150 мест;
7) 1,1 м2 на 1 обучающегося – для 150 – 350 мест;
8) 1,0 м2 на 1 обучающегося – для 350 и более мест.
Аудитории, учебные кабинеты, лаборатории должны размещаться на надземных этажах.
Читайте также: |
Помещения в подвальном и цокольном этажах объекта согласно действующим саннормам для школ, размещаются в соответствии с требованиями государственных нормативов в области архитектуры, градостроительства и строительства. (п. 21 гл. 2 Санитарных правил).
Количество обучающихся и воспитанников не должно превышать проектную вместимость объекта. Количество обучающихся по дистанционной форме обучения в общую численность не включается.
Допускается организация двухсменного режима обучения при условии соблюдения в каждой смене нормы площади на 1 обучающегося и требований настоящих Санитарных правил.
По действующим санитарным нормам для школ РК - недельная учебная нагрузка не должна превышать указанных норм в приложении 3 к настоящим Санитарным правилам. При этом количество уроков в расписании должно быть согласовано с родкомитетом.
СанПин 2024 для школ также регламентирует необходимость ежегодного текущего ремонта.
При функционировании объектов не допускается проведение капитального и текущего видов ремонтных работ, за исключением работ по устранению аварийных ситуаций.
Для отделки помещений используются строительные материалы, имеющие документы, подтверждающие их качество и безопасность.
Все помещения содержатся в чистоте. Пищеблок и туалеты ежедневно убирают с использованием дезинфицирующих средств. В туалетах ежедневной дезинфекции подлежат полы, дверные ручки, барашки кранов, раковины и унитазы.

Держите разбор ситуаций, какие справки и медицинские заключения необходимо представлять в образовательную организацию. Это относится к тем случаям, если ребенок не посещал детский сад (школу) несколько дней, приехал из-за границы, у него хроническое заболевание или пищевая аллергия, а также если он собрался посещать спортивную секцию при дошкольной организации. Скачаете памятки с обязательными требованиями и таблицы, чтобы организовать медосмотры несовершеннолетних.
Влажную уборку помещений по правилам Санпин для школ проводит техперсонал организаций. Не допускается привлекать к уборке санитарных узлов обучающихся и воспитанников.
Что касается уборки, согласно последним изменениям приказа от 05.04.2023 № 60, для её проведения используются моющие, дезинфицирующие средства, разрешенные к применению, в соответствии с инструкцией по применению изготовителя. Дезинфицирующие растворы готовят в маркированных емкостях с указанием даты приготовления раствора. Дезинфицирующие и моющие средства и их рабочие растворы хранятся в недоступных для обучающихся и воспитанников местах.
Также согласно последнему обновлению санитарных норм для школ РК, на объектах создаются оптимальные микроклиматические условия (температура, скорость движения воздуха и относительная влажность воздуха), согласно Приказу № ҚР ДСМ-15.
Санитарные требования к условиям обучения
Что касаемо сантребований к учебным помещениям, то их проветривают во время перемен, а рекреационные пространства – во время уроков. Сквозное проветривание учебных помещений осуществляется до начала занятий и после их окончания (в отсутствии обучающихся и воспитанников).
Обратите внимание, что на окна, форточки, фрамуги, открываемые для проветривания, необходимо установить москитные сетки.
Также в игровых, учебных и спальных помещениях организаций образования, воспитания и мест проживания детей, а также в помещениях медицинского пункта должны присутствовать термометры.
Узнайте допустимый вес ежедневного учебного комплекта для ученика по СанПин >>

Главный внештатный эпидемиолог Алматы Зара Дюсенова составила точки контроля, которые помогут организовать и проконтролировать эпидбезопасность в пищеблоке. Дала готовые решения как применить систему HACCP, чтобы сократить инфекционные риски на всех этапах производства пищевой продукции в пищеблоках, включая лечебное питание. А также составила таблицу с рисками и корректирующими мерами при организации работы пищеблока.
Какие требования предъявляют к медицинскому кабинету в школе
Согласно действующему законодательству, на объектах образования предусмотрено медицинское обслуживание. Если медработник отсутствует, медобслуживание осуществляет организация ПМСП.
Действующие санитарные требования для школ определяют, что школьный медпункт должен состоять из кабинета школьной медсестры и процедурного кабинета, в сельской местности допускается школьный медпункт из одного помещения площадью не менее 12 кв. м.
Правила работы медсестры медицинского пункта >>
Вновь поступившие обучающиеся проходят медицинский осмотр, в ходе обучения школьники предоставляют справки о состоянии здоровья после перенесенных заболеваний.
Минимальный перечень медицинского оборудования и инструментария для оснащения медицинского кабинета в школе
Личные медицинские книжки, в которых должна стоять отметка о допуске к работе, должны иметь учителя, школьные медсестры и сотрудники пищеблока.
В процедурном кабинете школы возможно проведение профпрививок. Однако одновременное проведение медицинских процедур и профилактических прививок не допускается.
Также по санитарным требованиям школ, в случае регистрации инфекционных заболеваний среди учеников, воспитанников или сотрудников, а также с профилактической целью – руководство организаций образования, его персонал и медработники проводят санитарно-противоэпидемические и санитарно-профилактические мероприятия.
Медицинские работники и администрация объектов:
1) проводят учет за своевременным прохождением сотрудниками объектов профилактических медицинских осмотров и ежедневный контроль здоровья работников пищеблока с регистрацией данных в журнал результатов осмотра работников пищеблока, согласно форме 4 приложения 9 к настоящим Санитарным правилам;
2) ежегодно и по запросу представляют в территориальные подразделения государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения информацию по заболеваемости, проведению профилактических медицинских осмотров, распределению обучающихся и воспитанников по состоянию здоровья (группы здоровья), группам физического развития, диспансерного наблюдения и проведенному оздоровлению;
3) подекадно проводят анализ выполнения суточных норм по основным продуктам за 10 календарных дней с последующей коррекцией и ведением ведомости контроля за выполнением норм пищевой продукции, согласно форме 5 приложения 9 к настоящим Санитарным правилам.
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям питания на объектах образования>>
Оказание медицинской помощи в организациях образования осуществляется в соответствии с требованиями Правил оказания медицинской помощи, утверждаемых согласно подпункту 82) статьи 7 Кодекса.
В медицинских кабинетах проводят санитарно-дезинфекционную обработку оборудования и инвентаря дезинфицирующими средствами, разрешенными к применению, согласно инструкции производителя.
Гость! Что важно знать главврачу: |
Какие требования предъявляют к пищеблоку в школе
Санитарные нормы для школ РК (СанПин РК 2025) предполагают строгие требования к организации школьного питания. Ведь создание безопасной и гигиеничной среды в пищеблоке школы - это важное условие для обеспечения здоровья и благополучия учащихся и персонала.
Устройство, содержание пищеблока и оборудования, требования к сырью и готовой продукции, условиям питания в школах предусматривают в соответствии с приказом МЗ РК от 17 февраля 2022 года № ҚР ДСМ-16.
Узнайте, что делать школьной медсестре при возникновении пищевой аллергии>>
Также в целях соблюдения санитарных норм для школ в части пищеблока, медицинские работники и администрация объектов образования:
- контролируют своевременное прохождение сотрудниками объектов профосмотров и ежедневный контроль здоровья работников пищеблока с регистрацией данных в журнал результатов осмотра работников пищеблока;
- подекадно проводят анализ выполнения суточных норм по основным продуктам за 10 календарных дней с последующей коррекцией и ведением ведомости контроля за выполнением норм пищевой продукции. Это регламентировано п. 146 действующих санправил для школ

В статье найдете памятки для медсестер, воспитателей и родителей как диагностировать отклонения в поведении и организации обучения таких детей. Врач-невропатолог делится авторскими наработками, которые помогают скорректировать нарушения в поведении и адаптировать ребенка к образовательному процессу. Разъясняет как организовать медицинское сопровождение детей с СДВГ в детском саду и учащихся в школе.

Скачать образец журнала ▶️
В статье дадим разъяснения по последним требованиям к организации питания детей в учреждениях образования. Возьмите на вооружение рекомендации эксперта, чтобы не нарушить единые стандарты детского рациона и наладить систему контроля. Также узнаете какие требования теперь предъявляют к детскому меню и какие продукты запрещены к использованию. Бонусом - две памятки и три таблицы.
Санитарно-эпидемиологические правила в школе по профилактике инфекций
При устойчивом росте заболеваемости, постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Казахстан, вынесенного в соответствии со статьями 38 и 104 Кодекса, определяются ограничительные меры к:
1) наполняемости помещений объектов образования (одновременное нахождение людей в кабинетах, корпусах, аудиториях, спортивных, актовых залах, классах, группах, столовых);
2) контингенту обучающихся, педагогов и персоналу;
4) ограничению использования мест массового пользования (читальные залы, спортивные и актовые залы);
5) наполняемости интернатов и общежитий.
Какие соблюдать сантребования в период эпидемии
Чтобы избежать вспышки коронавирусной или иной простудной инфекции, характерных для осенне-зимнего периода, нужно подготовить медицинские помещения к приему больных заранее. Для начала нужно предусмотреть помещение для изолятора (пп. 2 п. 153 гл. 10 Санитарных правил для школ).
Если медработник выявил ученика с признаками простуды, нужно срочно отделить его от здоровых детей. В изоляторе обязательно должны быть дозаторы с антисептиками и инструкции по их использованию, вывешенные на видном месте. На пол должна быть заранее нанесена разметка о дистанции 1,5–2 м.
- вакцинация детей и персонала;
- термометрия;
- питьевой режим;
- обеззараживание воздуха и проветривание;
- текущая и генеральная уборки;
- обработка игрового, учебного и иного оборудования с применением дезинфицирующих средств.
Ежедневно медицинской сестре необходимо:
- контролировать текущую уборку с использованием дезсредств – не менее двух раз в день (утром и вечером);
- проветривать помещения каждые два часа;
- проводить дезинфекцию воздуха бактерицидным облучателем;
- следить за наличием антисептика в дозаторах, мыла и бумаги в туалете;
- организовывать генеральную уборку не реже одного раза в месяц;
- организовывать дезинфекцию после выявления и изоляции больного ребенка.
Санитарно-эпидемиологические требования к медицинскому обеспечению на объектах
- Детский вирус, о котором знают не все. Шпаргалка по инфекционной эритеме
- Обязательная вакцинация работников образования: кто и когда обязан прививаться
- Вегетативные нарушения у детей: какую первую помощь оказать, если ребенок упал в обморок
- Готовый план профмер по гриппу и ОРВИ на эпидсезон
- 12 мифов о первой помощи: как оказывать правильно. Комплект СОПов
- Выявили чесотку или педикулез. Пошаговый алгоритм по новым требованиям Минздрава
К медицинской документации учебных объектов относятся:
1) журнал учета инфекционных заболеваний;
2) журнал учета контактов с острыми инфекционными заболеваниями;
3) карта профилактических прививок;
4) журнал учета профилактических прививок;
5) журнал движения вакцин, других бактериальных препаратов;
6) журнал регистрации проб Манту;
7) журнал регистрации детей группы риска подлежащих обследованию по пробе Манту;
8) журнал туберкулино-положительных лиц, подлежащих дообследованию у фтизиопедиатра;
9) журнал регистрации лиц, обследованных на гельминты;
10) паспорт здоровья ребенка (обратите внимание, что сегодня действует обновленная форма, подробности здесь↘️);
11) списки детей группы риска;
12) журнал учета флюрообследования студентов;
13) журнал учета флюроположительных лиц;
14) контрольная карта диспансерного наблюдения;
15) журнал углубленных профилактических медицинских осмотров, акты специалистов;
16) индивидуальные медицинские карты учащихся (воспитанников);
17) журнал регистрации состояния здоровья работников пищеблока;
18) бракеражный журнал для сырой продукции;
19) журнал контроля качества готовой пищи (бракеражный);
21) ведомость контроля за выполнением норм продуктов питания за месяц.
При образовании медицинских отходов, которые по степени эпидемиологической опасности относятся к потенциально опасным отходам, их обезвреживают и удаляют в соответствии с приказом исполняющего обязанности Министра здравоохранения Республики Казахстан от 25 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-331/2020 "Об утверждении Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, применению, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления".
Обучающиеся и воспитанники, состоящие на диспансерном учете с хроническими формами заболеваний, с факторами риска, а также перенесшие отдельные острые заболевания подлежат диспансерному наблюдению и оздоровлению, согласно составленному плану.
Читайте также: |
Лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия проводит медицинский персонал. На объектах составляется комплексный план оздоровительных мероприятий, направленных на укрепление здоровья обучающихся и воспитанников, предупреждение и снижение заболеваемости.
Лица с гнойничковыми заболеваниями кожи, нагноившимися порезами, ожогами, ссадинами, больные или носители возбудителей инфекционных заболеваний, так же контактировавшие с больными или носителями не допускаются к работе до проведения соответствующего медицинского обследования и заключения врача.
Медицинский работник на объектах, кроме внешкольных объектов, проводит подготовку медицинского кабинета, документации и подлежащего контингента к проведению профилактических медицинских осмотров, вакцинации обучающихся и воспитанников, персонала.

Эксперты отобрали ряд действенных мер и шпаргалки, которые на практике помогают медсестрам образовательных учреждений снижать потенциальный риск профзаболеваний: инфекционных и аллергических. Бонусом получите комплект упражнений для снятия усталости глаз и боли в спине.
Должностные обязанности школьной медсестры
В сферу вопросов, решаемых школьными медсестрами, входит:
- психологическая помощь (предотвращение суицидов),
- профилактика заболеваний, связанных с неправильным питанием (пропаганда вреда употребления фастфуда), табакокурением и употреблением алкоголя.
Для этой цели в классах проводятся разъяснительные мероприятия, а на видных местах оформляются информационные «Уголки здоровья».
Какую работу выполняет школьная медсестра:
- проводит прививочные работы;
- оказывает первичную медицинскую помощь при травмах, анафилактическом шоке, обмороке, симптомах солнечного удара, ожога и т.п.;
- вызывает скорую помощь;
- выдает направления к врачам поликлиники ученикам и учителям, заполняя сопутствующую документацию.
Мини-практикум. Особенности вакцинопрофилактики туберкулеза в школах
Маленькие организмы все очень по-разному реагируют на противотуберкулёзную вакцинацию, поэтому последствия после прививки БЦЖ у детей могут быть самыми разными. Чтобы иммунопрофилактика приносила пользу, а не вред, необходимо следовать установленным правилам.
Кроме этого, в должностные обязанности школьной медсестры входит:
- проведение профилактических мероприятий, направленных на предотвращение отравлений в школьных столовых;
- выписка заявки в вышестоящие организации на обеспечение школьного медпункта необходимыми медикаментами и инвентарем;
- утилизация потенциально опасных медицинских отходов.
Для укрепления здоровья школьников школьная медсестра должна следить, как соблюдается профилактика нарушений зрения (гимнастика для глаз) и осанки (физкультурные минутки), проводится витаминизация.
Как организовать профилактику нарушений осанки и зрения у школьников >>
Чтобы обеспечить обучающимся качественную медицинскую помощь, к каждому медпункту прикрепляются педиатры, врачи общего профиля и узкоспециализированные врачи из ближайшей поликлиники. Регулярно ужесточаются требования к качеству обучения медицинского персонала, в том числе школьных медсестер, проводится сертификация, создается график повышения квалификации специалистов.

Нормативные требования к составу документации медкабинета детсада не утверждены. Поэтому каждое учреждение решает этот вопрос самостоятельно. В статье, чтобы вы могли систематизировать работу медсестры, дали полный перечень обязательных документов. Поделили их на разделы и таблицы, чтобы удобнее было вести учет и самопроверку.
Заключение
В заключение следует подчеркнуть, что соблюдение санитарных норм в школах (СанПин РК 2023 для школ) - это не только обязательное условие для обеспечения здоровья и безопасности учащихся и персонала, но и залог качественного образовательного процесса. Правильно организованный пищеблок, чистые и ухоженные классы, регулярные меры по поддержанию чистоты и контролю за санитарной обстановкой - все это формирует основу.
Таким образом, строгое соблюдение этих требований - это неотъемлемая часть ответственного и проактивного подхода к управлению образовательными учреждениями, который способствует формированию здорового и успешного поколения.
Больше полезных рекомендаций читайте в журнале "Старшая медицинская сестра"
- Приказ Министерства здравоохранения РК от 05.08.2021 № ҚР ДСМ-76 Об утверждении Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования"
- Приказ Министерства здравоохранения РК от 15.12.2020 № ҚР ДСМ-264/2020 Об утверждении правил, объема и периодичности проведения профилактических медицинских осмотров целевых групп населения, включая детей дошкольного, школьного возрастов, а также учащихся организаций технического и профессионального, послесреднего и высшего образования