На ведение документации у врача уходит слишком много времени: карты, направления, протоколы и пр. Облегчить работу медицинских работников, повысить качество и доступность медуслуг призвана КМИС - комплексная медицинская информационная система. В чем преимущества kmis для пациентов и медработников, а также особенности работы медперсонала с системой – рассмотрим далее.
Полную версию статьи "Как организовать систему защиты медицинской информации по стандартам аккредитации" читайте в электронной системе "Actualis Медицина".
Скачайте еще больше образцов и шаблонов здесь ▶️
Функциональные возможности комплексной медицинской информационной системы КМИС (KMIS)
Комплексная медицинская информационная система (КМИС Караганда, КМИС Астана и др.) – это программное обеспечение, призванное автоматизировать работу медицинских организаций независимо от их специализации и принадлежности – будь то государственное или коммерческое учреждение.
КМИС - это система, которая призвана улучшить качество и повысить доступность медицинской помощи через автоматизацию работы медперсонала по всем направлениям деятельности медицинской организации.
Читайте также: |
Сегодня на рынке представлено несколько информационных систем для медицины. Наиболее успешной для осуществления плана перехода на безбумажный документооборот стала разработка Комплексной медицинской информационной системы в Центре информационных технологий «Даму» (dmed кмис), позволяющая отслеживать практически все стороны работы каждого медицинского учреждения. Система собрала в одно целое лечебные, диагностические, административные, хозяйственные и финансовые процессы медучреждения.
Все представленные информационные системы в сфере здравоохранения объединяют общие задачи – это организация эффективного информационного взаимодействия между всеми участниками лечебно-диагностического процесса через внедрение электронного документооборота с возможностью групповой работы над разной медицинской документацией (электронной амбулаторной картой в поликлинике или электронной историей болезни в стационаре или санатории и т.д.).
Структура КМИС (в том числе dmed КМИС) включает несколько подсистем, объединённых в общую медицинскую информационную систему, в которых сосредоточены важнейшие функциональные возможности, так и отдельные модули для поликлиники, стационара и т.д.
Что можно делать в KMIS? Если рассматривать детально, программа КМИС в Казахстане на сегодняшний день включает:
-
ведение электронной истории болезни и амбулаторной карты (КМИС поликлиника, КМИС стационар, КМИС регистратура);
-
автоматизацию диагностических подразделений;
-
ведение медицинского документооборота (КМИС кабинет врача, КМИС личный кабинет врача);
-
учет временной нетрудоспособности;
Гость! Что важно знать главврачу: |
-
вакцинопрофилактику;
-
статистический и финансовый учет;
-
автоматизацию аптек;
-
автоматизацию ДЛО и пр.
С прошлого года действует приказ Вице-министра здравоохранения РК от 28 августа 2023 года № 528 «Об отмене приказа и.о. МЗ РК от 27 марта 2018 года №-127 «Об утверждении минимальных функциональных требований к медицинским информационным системам».
Внесли изменения в правила предоставления права на ОСМС
Читайте подробнее в электронной системе "Actualis Медицина">>
Напомним, правила осуществления сбора, обработки, хранения, защиты и предоставления персональных медицинских данных субъектами цифрового здравоохранения определил приказ МЗ РК № КР ДСМ-30 от 14 апреля 2021 года.
- ⭐ Если МО работает в комплексной информационной системе является ли обязательным бумажное дублирование. Каким НПА это регулируется?
- ⭐ Поликлиника направляет на анализы в лабораторию и создает направление по КМИС Даму, в течение какого периода пациент может прийти на анализы?
- ⭐ Для обеспечения информационной безопасности организации, согласно нормативным требованиям РК, должны обеспечить прохождение ГТС. Обязательно ли данное условие или только при наличии показаний?
- ⭐ Кто вносит направления в МИС на лабораторные, инструментальные исследования и консультацию профильных специалистов по внутренним и внешним направлениям после приёма участкового врача с назначенным планом обследования? Участковый врач или участковая медсестра? Имеет ли право участковая медсестра направлять на услуги со своего акаунта?
- ⭐ Как правильно заносить те или иные услуги в КМИС, чтобы услуга была оплачена?
- ⭐ На основании какого приказа и с какого срока будет выдача только электронных листов нетрудоспособности?
Преимущества КМИС для медработников
Комплексная медицинская система КМИС в Казахстане на сегодняшний день объединила Алматы, Астану, Шымкент, Караганду, Костанай, Павлодар, Кызылорду и другие города республики. Рассмотрим главные плюсы электронной формы работы для врача и сестринского процесса.
Читайте также: |
Имея в электронном формате все анализы, историю болезни, личные данные пациента и др. здесь и сейчас (без поиска в архивах) врачу проще ставить диагнозы и планировать лечение. У него появляется дополнительное время на осмотр и разговор с пациентом. Исключается возможность утери лабораторных исследований и других важных данных.
Инструкция комплексной системы kmis предполагает возможность настройки учёта каждого клиента по системе лояльности, с определением скидок, бонусов и т.д. Таким образом, руководителю медицинской организации легче оценить спрос на конкретные услуги врачей, филиалы, удобные часы посещения и многое другое.
Помимо этого:
- КМИС в поликлинике также позволяет взаимодействовать со страховыми организациями .
- Можно настроить отслеживание состояние склада и быть в курсе актуальной информации по поставкам, запасам и расходу номенклатуры лекарственных средств и т.д.
- С помощью КМИС возможно ценообразование медицинских центров и формирование прайс-листов на отдельные виды услуг или комплексные программы.
- Система также настраивает и ведет учёт и рабочий график сотрудников, отслеживает эффективность их работы, производит расчёт зарплаты и учёт финансовых отношений с работником.
- Запись к специалистам через КМИС вход ( call-центры ) так же автоматизируется – например, можно распределять клиентов по филиалам, исходя из загруженности и графика работы сотрудников .
- Как контролировать электронный документооборот в медорганизации. 10 шагов руководителя
- Как предостеречь медперсонал от ошибок при выдаче направлений на госпитализацию в системе ОСМС: готовый алгоритм
- Внутренняя экспертиза качества медуслуг: как проводить по последним требованиям Минздрава. Алгоритм, 4 СОПа и чек-листы
- Лицензионные нарушения, на которых попались ваши коллеги в 2023-м. Шесть кейсов и подборка документов
- Кому положены доплаты: как исключить трудовые споры. Разбор 15 ситуаций
- Нужно ли открывать больничный пациенту дневного стационара, если он получает лечение в нерабочее время, и заболевание не ограничивает работоспособность?
Важно!
Вместе с тем, на сегодняшний день с учетом несовершенного законодательства в области электронного документооборота в здравоохранении и использования электронной подписи, некоторые документы все же необходимо хранить в бумажном виде.
Это все документы, которые требуют подписи пациента. Например:
- договор об оказании платных медицинских услуг ;
- информированное добровольное согласие об объеме и условиях оказываемых платных медицинских услуг ;
- согласие на обработку персональных данных и др.
Как правило, у пациента нет при себе электронной подписи (на носителе), с помощью которой он сможет подписать документ, сделав его юридически значимым. Как показывает практика, пациенту гораздо быстрее и легче поставить подпись от руки, чем выполнять с врачом множество манипуляций по постановке электронно-цифровой подписи, даже если бы такая техническая возможность была.
СОП «Правила оформления документации в медорганизации» >>
Преимущества системы КМИС
Для пациентов в системе предусмотрен удобный Личный кабинет, где они, авторизовавшись с помощью ЭЦП, могут просматривать персональные данные о своем состоянии, в то время как врач ( КМИС- кабинет врача) может отслеживать весь маршрут больного и объем оказанной помощи. В результате снижается вероятность потери и подделок медицинских данных - они безопасно хранятся в облачной среде.
С КМИС пациенты получают напоминание о визите к врачу или приеме лекарственных средств, раньше знакомятся с результатами лабораторно-инструментальных исследований. У пациента есть возможность, не выходя из дома, отслеживать состояние своего здоровья в журнале планов обследования и лечения, которое назначил врач.
Узнайте, как организовать систему защиты медицинской информации по стандартам аккредитации >>
Значительно сокращает время пациента и медработников мобильное приложение DamuMed, с помощью которого первые могут записаться на прием, оформить вызов на дом, посмотреть назначенные рецепты и результаты анализов, скачать больничные листы без очередей.
При необходимости посредством приложения пациент может обмениваться сообщениями со своим лечащим врачом, получать уведомления о необходимости его посещения или профобследования.
- Гибкий режим работы: как составить скользящий график, который устроит всех
- Видеогид для главной медсестры: как подготовиться к аккредитации и постаккредитационному мониторингу. Ключевые инструменты и алгоритмы
- Инструкция для руководителя: как сократить количество жалоб на медсестер. Тест и 4 памятки
- Тест «Как за 3 минуты выявить склонность к агрессии»
- Инструкция для руководителя: как сократить количество жалоб на медсестер. Тест и 4 памятки
Читайте также: |
Рекомендации по работе с КМИС для врача и медсестры (примеры)
Несмотря на то, что медицинская информационная система облегчает работу медперсонала, и здесь могут быть ошибки – например, из - за плохого сбора анамнеза медицинскими работниками. В качестве примера рассмотрим ведение и учет беременных. Здесь важно проследить, где женщины стояли на учете до беременности.
Узнайте, какие пункты приказа о минимальных требованиях к МИС действуют с 1 января 2024 года>>
Например, в электронной базе КМИС (кмис dmed kz вход) есть информация о диспансерном учете. Но многое зависит от ответственности предыдущих врачей, которые наблюдали беременную женщину, и от того, насколько полноценно они вносили в систему информацию.
Медицинские работники должны обращать внимание в базе на следующие показатели:
- аллергический анамнез;
- индивидуальные особенности;
- перенесенные заболевания;
- реакция на лекарства .
Если такие сведения не были собраны, то врачи должны отметить это в карте системы, так как пациентка может обращаться в разных состояниях в другие медицинские учреждения. Это повысит скорость и качество оказания медпомощи в непредвиденных ситуациях.
В переписном эпикризе нужно отобразить копии или скан-документы всех обследований (не занесенных в dmed КМИС), которые когда - то прошла беременная женщина.
Реестр беременных – это та же индивидуальная карта беременной женщины, только в электронном формате. Здесь нужно отразить все результаты обследований и каждое посещение пациентки.
В качестве второго примера разберем госпитализацию. В первую очередь здесь важно, чтобы пациент при поступлении в стационар имел удостоверение личности.
Медсестра, авторизовавшись в системе, делает запрос через ИИН пациента. Она видит паспортные данные, место прописки и к какой медорганизации он прикреплен. При отсутствии у пациента данных ИИН или в случае несоответствия данных удостоверения личности (например, смена фамилии) - производит обновление в системе РПН, где автоматически высвечиваются данные пациента.
РПН EISZ: секреты эффективной работы с Регистром прикрепленного населения>>
Если фактические сведения о прописке или месте жительства не совпадают с данными в системе, то медсестра должна внести исправления для дальнейшего патронажа по месту проживания.
Пациента при поступлении автоматически распределяют в соответствующее отделение.
При заполнении истории болезни врач, пользуясь ЭПЗ, может посмотреть и скопировать туда данные пациента. Далее он назначает медикаменты и необходимые лабораторно-диагностические исследования.
Как госпитализировать пациента
Успейте получить полное руководство, как госпитализировать пациента по новым правилам стационарной помощи. Ведь ФСМС и УОЗ постоянно мониторят все ошибки и нештатные ситуации при госпитализации, а затем штрафуют или ограничивают госфинансирование.
Читайте подробнее в ЭС "Actualis Медицина">>
После оформления медкарты пациента направляют в отделение. Там медсестра по системе видит поступившего к ним больного и необходимые назначения. Она размещает пациента в палате и выполняет назначения врача.
При заборе анализов у больного система штрих-кода выдает индивидуальный набор цифр, который ответственный специалист наклеивает на пробирку и относит в лабораторию.
Справочник "Лаборатория": скачать>>
Полученные анализы автоматически прикрепляются к истории, что исключает постоянную передачу бумажных заключений через медицинский персонал.
Врач ежедневно (через шаблонные записи) формирует дневники, консилиумы, выписной эпикриз. Данные консультаций, лабораторно-диагностических исследований автоматически формируются в истории болезни при их выполнении. Это значительно снижает рутинную работу: ввод заключений, тактики лечения (препарат, доза, количество, кратность приема), данных лабораторных и инструментальных исследований и др.
Как организовать систему защиты медицинской информации по стандартам аккредитации
Читайте также: |
По закрытию врачом истории болезни, она автоматически попадает на проверку заведующему отделением. Он проверяет все диагнозы, дневниковые записи, обоснования, этапные и выписные эпикризы.
При отсутствии тех или иных записей историю болезни возвращают в «Кабинет врача» КМИС для исправления. После устранения ошибок документ снова отправляют к заведующему отделением на проверку.
Корректность информации контролируют врачи, заведующие отделениями, врачи-эксперты во главе с заместителем директора по внутреннему аудиту.
В течение 3-х дней история должна быть закрыта и передана в Электронный регистр стационарных больных (далее – ЭРСБ).
Заключение
Комплексная медицинская информационная система (КМИС) внедряется в медорганизациях Казахстана с 2017 года. В целом - такие системы способствуют повышению эффективности, качества и доступности медицинской помощи, помогают сократить бюрократические задачи, позволяют медицинским работникам быстро получать доступ к медицинской истории пациента, результатам анализов, диагнозам и рекомендациям. Это подчеркивает важность и необходимость применения КМИС в современной системе здравоохранения.
Еще больше полезных статей от экспертов читайте в журнале "Руководитель медицинской организации".
Источники: электронная система "Actualis Медицина", журнал "Руководитель медицинской организации".
- Постановление Правительства Республики Казахстан от 26.12.2019 № 982 «Об утверждении Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан на 2020 – 2025 годы»
- Приказ Министерства Культуры и Спорта РК от 25.08.2023 № 236 Об утверждении Правил документирования, управления документацией и использования систем электронного документооборота в государственных и негосударственных организациях
- Приказ Министерства здравоохранения РК от 30.10.2020 № ҚР ДСМ-175/2020 Об утверждении форм учетной документации в области здравоохранения, а также инструкций по их заполнению