Минздрав ввел новые профстандарты для медсестер: разъясним как скорректировать должностные инструкции. 5 примеров
Эксперты дали разъяснения, как самостоятельно разобраться в структуре профстандарта сестринского персонала и адаптировать инструкции под новые требования Минздрава. Посмотрите как организовать работу, чтобы не нарушить трудовые права медсестер
главный редактор интернет-портала "МЦФЭР - Медицина"
СОПы для врачей и медсестер
СОП – это высокоэффективный инструмент и основной элемент управления качеством медицинской помощи. В статье расскажем, какие СОПы необходимы, чтобы избежать ошибок в медицинской деятельности. Также вы узнаете, кто должен разрабатывать стандартные операционные процедуры, что они должны содержать и как их эффективно внедрить в работу в 2024 году. Скачайте, актуализируйте и используйте в работе Справочник «Все СОПы».
Что такое СОП? СОП (расшифровка – стандартные операционные процедуры для медицинских организаций) – это документально оформленные инструкции и алгоритмы по выполнению рабочих процедур медицинским персоналом. Самый распространенный синоним СОПа – рабочая инструкция (алгоритм).
Казахстан, где разработка СОПов определяется в каждой медицинской организации индивидуально (когда многое зависит от ее типа, мощности, структуры, материально-технического обеспечения, укомплектованности кадрами) существует возможность использовать РЦРЗ СОПы – правила, шаблоны, протоколы и прочее от Республиканского Центра Развития Здравоохранения.
1. Что такое СОП экстренных работ.Стандартные операционные процедуры в области здравоохранения РК, регламентирующие выполнение экстренных работ, направлены на обеспечение безопасности пациента и персонала в медорганизации.
К ним относятся все СОПы МЗ РК (СОП Казахстан), в которых описаны действия персонала (в том числе СОП для медицинских сестёр) в экстренных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью. Например, стандартные операционные процедуры – действия медперсонала при анафилактическом шоке у пациента и др.
СОПы, проведение которых регламентирует выполнение экстренных работ, обязательно должны содержать:
пошаговый алгоритм действий или визуализацию процедуры – рисунки, фотографии;
всю необходимую информацию для выполнения процедуры – готовые цифры, не требующие пересчета, телефоны ответственных сотрудников для связи;
жесткие ограничения по времени – список действий, которые нужно выполнить немедленно, через 5 минут, полчаса или 1 час после наступления экстренной ситуации;
Существует три способа создания СОП в медицинской организации: 1. Оплатить услуги коммерческой компании. 2. Попросить у коллег из другой организации здравоохранения и адаптировать применительно к своему учреждению. 3. Разработать самостоятельно.
2. СОПы для медицинских организаций– это регламентирование рутинной работы, описание стандартной медицинской процедуры, которая выполняется медперсоналом в ежедневной работе. Например, СОП старшей медсестры, СОПы для медсестер, СОПы процедурного кабинета, СОПы по хирургии, СОП обработка, стандартные операционные процедуры в реанимации и др.
3. СОПы по системе менеджмента качества (СМК) – образцы СОП, регламентирующие деятельность СМК, относятся к так называемым «документам системы» и описывают процедуры управления различными сферами деятельности медорганизации. Наиболее типичные из них – управление внутренними аудитами, документацией, рисками/несоответствиями. В эту же группу можно отнести процедуры управления персоналом.
СОП Казахстан: требования к содержанию
Какие разделы должны содержать СОПы в медицине РК? По назначению СОПы могут отличаться, но все же рекомендуем придерживаться следующей структуры:
СОПы для медицинских организаций: документы для стандартизации в РК
В системе
менеджмента качества медицинской организации выделяется
регламент процесса –управленческий документ
. Он описывает этапы процесса, ответственность, критерии результативности, промежуточный и итоговый контроль и т. д. СОП
регламентирует выполнение конкретного этапа процесса. Идеально, когда за реализацию СОП
отвечает один сотрудник. Важно учитывать, что СОПы стандартизируют не только процедуры, но также навыки и знания медработников
.
При создании и внедрении регламентов и
СОПов
, влияющих на качество медицинской помощи,
применяют два подхода: «сверху вниз» и «снизу вверх». Предлагаем рассмотреть их отличия.
2 способа создать и внедрить документы для стандартизации процессов в медорганизации
Параметры
«Сверху вниз», императивно
«Снизу вверх», участвует персонал
Как создают
Документы создают два–три человека. Они изучают международный и отечественный опыт, примеры документов других организаций, рекомендации ВОЗ и профессиональных ассоциаций и создают документы.
Документы регламентируют выполнение работ «как должно быть» с учетом специфики медорганизации.
Часто привлекают внешних экспертов, чтобы написать «как надо».
В бизнес-среде этот подход известен как моделирование бизнес-процессов.
Когда документы созданы, их передают наиболее квалифицированным сотрудникам для анализа и согласования, доработки деталей
Создать документы поручают исполнителям. Персонал описывает работу «как есть».
Затем руководство принимает решение, оставлять процедуру или процесс в исходном виде или необходимо что-то поменять.
Обычно документы создают параллельно с внутренними аудитами. Итоговые документы получаются на третьем или четвертом цикле согласования.
Как внедряют
По согласованным и утвержденным документам проводят обучение персонала. Чтобы заставить персонал работать по новым правилам, применяют убеждения, поощрения и, наконец, наказания. На первых этапах приходится преодолевать сильное сопротивление медработников
Документы внедряют параллельно с разработкой. Поскольку персонал с самого начала участвует в создании СОПов, сопротивление нововведениям небольшое.
Основная трудность – заставить персонал писать СОПы.
Как распределена ответственность
Руководители создают документы. Наиболее квалифицированные линейные исполнители дорабатывают
Непосредственные исполнители создают документы. Руководители дорабатывают и согласовывают
Регламенты процессов
обычно создает руководство, так как эти документы необходимы, в первую очередь, руководителям. СОПы
МЗ РК для медицинских работников создаются на местах. Например: СОПы для медицинских сестер, СОП Старшей медсестры
, СОП обработка, СОП медсестра
и многие другие процедуры, облегчающие рабочий процесс медицинского персонала.
Однако, если квалификации персонала или времени недостаточно или, если персонал серьезно сопротивляется созданию
документов
, можно в обоих случаях применить императивный метод.
СОПы для среднего медперсонала: этапы разработки и внедрения регламента или СОПа
Этап
Что делать
1. Анализ ситуации
Изучить документы, которые уже существуют: приказы, распоряжения, положения по отделениям, должностные инструкции и т. д.
Провести внутренний аудит и выяснить, где применяют эти документы и выполняют ли их. Документы, которые дублируют друг друга, чрезмерно сложны, не применяются на практике, рекомендуется отменить и уничтожить.
2. Выбор и обучение персонала, который будет создавать документы
Выбрать сотрудников, ответственных за разработку регламентов процессов и СОПов, необходимо провести обучение.
Поручить сотрудникам описание выполнения работы на текущий момент, сделать фотографии рабочего дня и хронометраж рабочего времени. При необходимости провести дополнительные внутренние аудиты.
4. Оптимизация процессов и процедур
Определить процессы и процедуры, где необходимы изменения, улучшения, оптимизация и стандартизация. Применить бережливые технологии.
5. Создание второй версии регламентов и СОПов
Разработать процедуру создания регламентов и СОПов в МО. Поручить сотрудникам разработать документы, внести регламенты и СОПы в общий реестр.
6. Разработка алгоритмов на базе СОПов и регламентов
Создать алгоритмы – краткие, четкие, схематичные справки для персонала. Заламинировать и повесить на общее обозрение персонала.
7. Оценка знаний
Для каждого СОПа разработать лист оценки знаний. Это может быть перечень вопросов и тестовых заданий.
СОПы в медицине можно внедрять как в процессе создания СМК, так и по завершении ее разработки. Включите порядок внедрения СОПов в документацию по СМК.
⭐ Актуальная редакция ⭐ Как создать действенные СОПы: рекомендации главному врачу Чтобы повысить качество медицинских услуг, нужно стандартизировать медицинские процессы, выстроить эффективную систему внутренней оценки и, самое важное, – исключить из ежедневной практики непредвиденные исходы деятельности. Когда прописан каждый алгоритм действий, то даже в самых сложных ситуациях, если следовать четким инструкциям, можно достичь положительных результатов.
стандартные операционные процедуры в физиотерапии;
стандартные операционные процедуры лаборатории (СОПы в КДЛ) и т.д.
⭐ Алгоритм создания СОПа ⭐
Внимание! Стандарт – это требование, которое должно неукоснительно выполняться. Для того чтобы правильно организовать разработку стандартов и алгоритмов, необходимо запланировать методы обучения медицинского персонала и провести оценку уровня их готовности к выполнению новых задач.
В статье подсказали, какие последовательные шаги помогут главной медсестре справиться с разработкой и внедрением операционных стандартных процедур и клинических алгоритмов в стоматологии.
После написания, согласования и утверждения
СОПов
, необходимо провести специальное обучение персонала. Не рекомендуется просто отдавать СОП на изучение сотруднику под подпись. Это не гарантирует, что персонал действительно изучит и правильно поймет СОП
. Поэтому требуется разработать систему обучения персонала.
Обучение может быть организовано
в виде лекции, тренинга, персонального разъяснения и т. д. Факт обучения фиксируется документально. Обучать персонал разработанным (новым) и актуализированным СОПам
следует только после проверки и утверждения документов.
Обучение проводит разработчик СОПа, руководитель службы качества или руководитель отделения медорганизации.
Гость!
Что важно знать медсестре:
Пять требований к работе старшей медсестры в стомклинике: оргрешения и охрана труда
Период обучения зависит от сложности СОПа, но не более пяти рабочих дней, включая тестирование и пересдачу. После обучения все сотрудники, которые должны выполнять СОП, сдают мини-экзамен: отвечают на теоретические вопросы, выполняют тестовые задания. СОП должен содержать
экзаменационный лист
для оценки знаний сотрудников.
Контрольные вопросы предоставляются на последней странице СОПа. Ксерокопию последней страницы СОПа с вопросами и индивидуальные листы обучения можно заранее выдать сотрудникам на общем собрании.
При проверке знаний
СОПа
положительным результатом считается ≥ 80 процентов правильных ответов. Если сотрудник затрудняется с ответами или отвечает неверно, то он проходит повторное обучение и повторно сдает тест.
ВОПРОС: Как должен выглядеть приказ об утверждении СОПов? Необходимо ли при введении нового СОПа издавать соответствующий приказ?
Данные об обучении персонала заносят в
журнал инструктажа
и обучения сотрудников, где указывают дату обучения, идентификатор СОП, по которому проводили обучение. Каждый сотрудник по итогам обучения ставит подпись в журнале. Они будут допуском к индивидуальному выполнению работы. Далее знание и соблюдение СОП станет частью ежегодной системы внутренней аттестации персонала.
Тщательный анализ и пересмотр действующих СОПов в медицинских организациях РК должны проводиться регулярно, каждые 1–3 года. В течение всего периода их действия ответственными лицами должен осуществляться контроль за их соблюдением.
В каждом конкретном случае необходимо быть уверенным в том, что используются наиболее современные научные данные, а также в том, что манипуляции выполняются в соответствии с письменными инструкциями и что они по-прежнему имеют практический смысл в конкретных условиях данного стационара.
Разработкой СОПов (СОП расшифровка в медицине читайте выше) для медицинских организаций, а также планированием их и внедрением должна заниматься группа специалистов, включающая:
Создание такой междисциплинарной группы является обязательным моментом в разработке стандартов. Необходимо вовлечь в работу опытных клиницистов, чтобы обеспечить доказательное научное обоснование стандартов.
внешней проверке, в частности - наличие СОПов - 1 из критериев при проведении внешней комплексной оценки на соответствие
стандартам аккредитации в области здравоохранения и условиям
аккредитации
.