-
-
-

+7 (747) 094-29-09; Мы в WhatsApp >>

Минздрав ввел новые профстандарты для медсестер

Минздрав ввел новые профстандарты для медсестер: разъясним как скорректировать должностные инструкции. 5 примеров

Эксперты дали разъяснения, как самостоятельно разобраться в структуре профстандарта сестринского персонала и адаптировать инструкции под новые требования Минздрава. Посмотрите как организовать работу, чтобы не нарушить трудовые права медсестер

Обязательные комиссии в медорганизации: как правильно организовать работу и распределить функции >>>

Сайт для медицинских работников!

med.mcfr.kz - профессиональный сайт и многие статьи здесь закрыты. Для медработника регистрация займет 1 минуту.

Зарегистрируйтесь, и в подарок мы пришлём вам СОП "Программа обращения с медотходами"!

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
Хотите скачать файл?

Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

Зарегистрируйтесь, и в подарок мы пришлём вам СОП "Программа обращения с медотходами"!

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
logo
Горячие темы этого месяца
Активируйте гостевой доступ
к Справочной системе 
«Actualis: Медицина»
  • Рекомендации и современные алгоритмы лечения
  • Актуальные НПА и разбор законодательств
  • Более 500 шаблонов готовых к использованию
×

med.mcfr.kz - с заботой о медработниках

Дарим подарки за регистрацию!

Пройдите регистрацию и получите доступ к системе Actualis:Медицина

Преимущества Actualis

  • Рекомендации и современные алгоритмы лечения
  • Актуальные НПА и разбор законодательств
  • Более 500 шаблонов готовых к использованию
Пройти регистрацию

Система Actualis
Руководитель медицинской организации
-

СОПы для врачей и медицинских сестёр: скачивайте и используйте в работе

19 марта 2024
101209
Средний балл: 5 из 5
главный редактор интернет-портала "МЦФЭР - Медицина"
СОПы для врачей и медсестер
СОПы для врачей и медсестер

СОП – это высокоэффективный инструмент и основной элемент управления качеством медицинской помощи. В статье расскажем, какие СОПы необходимы, чтобы избежать ошибок в медицинской деятельности. Также вы узнаете, кто должен разрабатывать стандартные операционные процедуры, что они должны содержать и как их эффективно внедрить в работу в 2024 году. Скачайте, актуализируйте и используйте в работе Справочник «Все СОПы».

Внимание! Ознакомьтесь подробнее и скачайте прямо сейчас все СОПы для медицинского персонала РКв электронной системе «ACTUALIS: Медицина».

Скачайте еще больше образцов и шаблонов здесь ▶️

СОП в медицине (РЦРЗ СОПы)

Что такое СОП? СОП (расшифровка – стандартные операционные процедуры для медицинских организаций) – это документально оформленные инструкции и алгоритмы по выполнению рабочих процедур медицинским персоналом. Самый распространенный синоним СОПа – рабочая инструкция (алгоритм).


   Читайте также:

Казахстан, где разработка СОПов определяется в каждой медицинской организации индивидуально (когда многое зависит от ее типа, мощности, структуры, материально-технического обеспечения, укомплектованности кадрами) существует возможность использовать РЦРЗ СОПы – правила, шаблоны, протоколы и прочее от Республиканского Центра Развития Здравоохранения.

СОПы для медсестёр: скачайте бесплатно

Готовые СОПы для медсестёр: скачивайте и используйте в работе

Скачать готовые СОПы для медсестер>>

СОПы

в медицинской организации

 можно разделить на несколько видов. Бывают СОПы в медицине, регламентирующие выполнение:

  1. Экстренных работ.

  2. Рутинных работ.

  3. Системы менеджмента качества.

Все СОПы в одном месте: скачайте справочник

Рассмотрим все по порядку:

1. Что такое СОП экстренных работ. Стандартные операционные процедуры в области здравоохранения РК, регламентирующие выполнение экстренных работ, направлены на обеспечение безопасности пациента и персонала в медорганизации.

К ним относятся все СОПы МЗ РК (СОП Казахстан), в которых описаны действия персонала (в том числе СОП для медицинских сестёр) в экстренных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью. Например, стандартные операционные процедуры – действия медперсонала при анафилактическом шоке у пациента и др.

Узнайте, как составить СОП ▶️

СОПы, проведение которых регламентирует выполнение экстренных работ, обязательно должны содержать:

  • пошаговый алгоритм действий или визуализацию процедуры – рисунки, фотографии;

  • всю необходимую информацию для выполнения процедуры – готовые цифры, не требующие пересчета, телефоны ответственных сотрудников для связи;

  • жесткие ограничения по времени – список действий, которые нужно выполнить немедленно, через 5 минут, полчаса или 1 час после наступления экстренной ситуации;

  • критерии выполнения работ.

Готовые СОПы для врачей ▶️

Существует три способа создания СОП в медицинской организации: 1. Оплатить услуги коммерческой компании. 2. Попросить у коллег из другой организации здравоохранения и адаптировать применительно к своему учреждению. 3. Разработать самостоятельно.

2. СОПы для медицинских организаций– это регламентирование рутинной работы, описание стандартной медицинской процедуры, которая выполняется медперсоналом в ежедневной работе. Например, СОП старшей медсестры, СОПы для медсестер, СОПы процедурного кабинета, СОПы по хирургии, СОП обработка, стандартные операционные процедуры в реанимации и др. 

Алгоритм создания СОПа: смотреть ▶️

Так, в СОП 2024, регламентирующий выполнение рутинных работ, следует включить пункты и указания из инструкций производителей оборудования и/или расходных материалов. При составлении данного вида СОПов следует учесть все особенности организации работы медорганизации. Например, СОП «Выявление фальсифицированных, доброкачественных, контрафактных лекарственных препаратов» или СОП поликлиника "Правила оформления документации в медорганизации".


Гость!

Что важно знать главврачу:


Лекарства, которые не лечат: популярные фуфломицины в терапии болезней ЖКТ

Узнать в журнале


3. СОПы по системе менеджмента качества (СМК) – образцы СОП, регламентирующие деятельность СМК, относятся к так называемым «документам системы» и описывают процедуры управления различными сферами деятельности медорганизации. Наиболее типичные из них – управление внутренними аудитами, документацией, рисками/несоответствиями. В эту же группу можно отнести процедуры управления персоналом.

СОП Казахстан: требования к содержанию

Все СОПы в одном месте: скачайте справочник

Какие разделы должны содержать СОПы в медицине РК? По назначению СОПы могут отличаться, но все же рекомендуем придерживаться следующей структуры:

  • назначение;

  • область применения;

  • сотрудники, для которых предназначен СОП;

  • ссылки на нормативные документы;

  • термины и определения;

  • используемые сокращения;

  • применяемое оборудование и инструменты;

  • ответственность за невыполнение или неправильное применение СОПа;

  • описание процедуры, требования к промежуточному контролю;

  • действия в нештатных ситуациях;

  • алгоритм или блок-схема;

  • процедура оценки знаний по СОПу и допуска персонала к самостоятельной работе.

Узнайте, как разработать СОПы и алгоритмы по инфекционному контролю в медорганизации>>

СОПы для медицинских организаций: документы для стандартизации в РК

В системе

менеджмента качества медицинской организации выделяется

регламент процесса –

 управленческий документ

. Он описывает этапы процесса, ответственность, критерии результативности, промежуточный и итоговый контроль и т. д. СОП

 регламентирует выполнение конкретного этапа процесса. Идеально, когда за реализацию СОП

отвечает один сотрудник. Важно учитывать, что СОПы стандартизируют не только процедуры, но также навыки и знания медработников

СОП 2024: образец разработки

При создании и внедрении регламентов и 

СОПов

, влияющих на качество медицинской помощи,

 применяют два подхода: «сверху вниз» и «снизу вверх». Предлагаем рассмотреть их отличия. 

2 способа создать и внедрить документы для стандартизации процессов в медорганизации

Параметры

«Сверху вниз», императивно

«Снизу вверх», участвует персонал

Как создают

Документы создают два–три человека. Они изучают международный и отечественный опыт, примеры документов других организаций, рекомендации ВОЗ и профессиональных ассоциаций и создают документы.

Документы регламентируют выполнение работ «как должно быть» с учетом специфики медорганизации.

Часто привлекают внешних экспертов, чтобы написать «как надо».

В бизнес-среде этот подход известен как моделирование бизнес-процессов.

Когда документы созданы, их передают наиболее квалифицированным сотрудникам для анализа и согласования, доработки деталей

Создать документы поручают исполнителям. Персонал описывает работу «как есть».

Затем руководство принимает решение, оставлять процедуру или процесс в исходном виде или необходимо что-то поменять.

Обычно документы создают параллельно с внутренними аудитами. Итоговые документы получаются на третьем или четвертом цикле согласования.

Как внедряют

По согласованным и утвержденным документам проводят обучение персонала. Чтобы заставить персонал работать по новым правилам, применяют убеждения, поощрения и, наконец, наказания. На первых этапах приходится преодолевать сильное сопротивление медработников

Документы внедряют параллельно с разработкой. Поскольку персонал с самого начала участвует в создании СОПов, сопротивление нововведениям небольшое.

Основная трудность – заставить персонал писать СОПы.

Как распределена ответственность

Руководители создают документы. Наиболее квалифицированные линейные исполнители дорабатывают

Непосредственные исполнители создают документы. Руководители дорабатывают и согласовывают

Когда применяют

При разработке регламентов процессов:

– когда квалификация линейного персонала по какому-либо направлению существенно ниже, чем требуется;

– наблюдается серьезное сопротивление персонала;

– нет времени на специальное обучение персонала.

При разработке СОПов, инструкций и др.:

– когда квалификация исполнителей достаточна;

– есть возможность выделить временной ресурс для обучения.

В этом случае СОП становится инструментом повышения квалификации персонала.

На практике оба подхода рекомендуем применять одновременно.

Регламенты процессов

обычно создает руководство, так как эти документы необходимы, в первую очередь, руководителям. СОПы

МЗ РК для медицинских работников создаются на местах. Например: СОПы для медицинских сестер, СОП Старшей медсестры

, СОП обработка, СОП медсестра

и многие другие процедуры, облегчающие рабочий процесс медицинского персонала.

Однако, если квалификации персонала или времени недостаточно или, если персонал серьезно сопротивляется созданию

документов

, можно в обоих случаях применить императивный метод.

СОПы для среднего медперсонала: этапы разработки и внедрения регламента или СОПа

Этап

Что делать

1. Анализ ситуации

Изучить документы, которые уже существуют: приказы, распоряжения, положения по отделениям, должностные инструкции и т. д.

Провести внутренний аудит и выяснить, где применяют эти документы и выполняют ли их. Документы, которые дублируют друг друга, чрезмерно сложны, не применяются на практике,  рекомендуется отменить и уничтожить.

2. Выбор и обучение персонала, который будет создавать документы

Выбрать сотрудников, ответственных за разработку регламентов процессов и СОПов, необходимо провести обучение.

3. Разработка первой версии регламентов и СОПов

Поручить сотрудникам описание выполнения работы на текущий момент, сделать фотографии рабочего дня и хронометраж рабочего времени. При необходимости провести  дополнительные внутренние аудиты.

4. Оптимизация процессов и процедур

Определить процессы и процедуры, где необходимы изменения, улучшения, оптимизация и стандартизация. Применить бережливые технологии.

5. Создание второй версии регламентов и СОПов

Разработать процедуру создания регламентов и СОПов в МО. Поручить сотрудникам разработать документы, внести регламенты и СОПы в общий реестр.

6. Разработка алгоритмов на базе СОПов и регламентов

Создать алгоритмы – краткие, четкие, схематичные справки для персонала. Заламинировать и повесить на общее обозрение персонала.

7. Оценка знаний

Для каждого СОПа разработать  лист оценки знаний. Это может быть перечень вопросов и тестовых заданий.

8. Утверждение СОПов и регламентов

Согласовать и утвердить СОПы и регламенты процессов.

9. Включение СОПов в должностные инструкции

Поручить ответственным лицам составить для каждой должностной инструкции перечень СОПов, которыми должен владеть сотрудник в данной должности.

10. Внедрение СОПов и регламентов

Провести обучение и оценку знаний персонала. Регулярно проводите внутренние аудиты, в том числе на предмет выполнения СОПов

11. Актуализация

Необходимо периодически обновлять СОПы и установите период их обновления (регламенты и СОПы требуется актуализировать не реже одного раза в три года).

Как внедрить СОПы в медорганизации

Прежде чем передать СОП (в том числе РЦРЗ РК СОПы) сотрудникам, убедитесь, что он:

  • соответствует правилам оформления, регламентированным в документации по СМК;

  • содержит ФИО и подпись руководителя, утвердившего СОП;

  • содержит дату утверждения и версию;

  • согласован всеми ответственными сотрудниками

  • содержит необходимые колонтитулы;

  • содержит все предусмотренные в нем разделы и ссылки на смежные СОПы и нормативные акты.

Новый СОП «Программа обеспечения безопасности медицинского оборудования»


СОПы в медицине можно внедрять как в процессе создания СМК, так и по завершении ее разработки. Включите порядок внедрения СОПов в документацию по СМК.

Опишите, что в него входит:

В документации по СМК пропишите, кто будет обучать сотрудников работать по СОПам.

СОПы разрабатываются по всем направлениям в медицине, например:
  • стандартные операционные процедуры в терапии;

  • стандартные операционные процедуры в педиатрии; 

  • стандартные операционные процедуры в хирургии;  

  • стандартные операционные процедуры в реанимации;

  • стандартные операционные процедуры в физиотерапии;

  • стандартные операционные процедуры лаборатории (СОПы в КДЛ) и т.д.

⭐ Алгоритм создания СОПа ⭐

Все СОПы в одном месте: скачайте справочник

Внимание! Стандарт – это требование, которое должно неукоснительно выполняться. Для того чтобы правильно организовать разработку стандартов и алгоритмов, необходимо запланировать методы обучения медицинского персонала и провести оценку уровня их готовности к выполнению новых задач.

    

В статье подсказали, какие последовательные шаги помогут главной медсестре справиться с разработкой и внедрением операционных стандартных процедур и клинических алгоритмов в стоматологии.

После написания, согласования и утверждения

СОПов

, необходимо провести специальное обучение персонала. Не рекомендуется просто отдавать СОП на изучение сотруднику под подпись. Это не гарантирует, что персонал действительно изучит и правильно поймет СОП

. Поэтому требуется разработать систему обучения персонала.

Обучение может быть организовано

 в виде лекции, тренинга, персонального разъяснения и т. д. Факт обучения фиксируется документально. Обучать персонал разработанным (новым) и актуализированным СОПам

следует только после проверки и утверждения документов. 

Обучение проводит разработчик СОПа, руководитель службы качества или руководитель отделения медорганизации.

Гость!

Что важно знать медсестре:


Пять требований к работе старшей медсестры в стомклинике: оргрешения и охрана труда

Узнать в журнале


Период обучения зависит от сложности СОПа, но не более пяти рабочих дней, включая тестирование и пересдачу. После обучения все сотрудники, которые должны выполнять СОП, сдают мини-экзамен: отвечают на теоретические вопросы, выполняют тестовые задания. СОП должен содержать

экзаменационный лист

для оценки знаний сотрудников.

Контрольные вопросы предоставляются на последней странице СОПа. Ксерокопию последней страницы СОПа с вопросами и индивидуальные листы обучения можно заранее выдать сотрудникам на общем собрании.
При проверке знаний

СОПа

 положительным результатом считается ≥ 80 процентов правильных ответов. Если сотрудник затрудняется с ответами или отвечает неверно, то он проходит повторное обучение и повторно сдает тест. 

ВОПРОС: Как должен выглядеть приказ об утверждении СОПов? Необходимо ли при введении нового СОПа издавать соответствующий приказ?

Данные об обучении персонала заносят в 

журнал инструктажа

 и обучения сотрудников, где указывают дату обучения, идентификатор СОП, по которому проводили обучение. Каждый сотрудник по итогам обучения ставит подпись в журнале. Они будут допуском к индивидуальному выполнению работы. Далее знание и соблюдение СОП станет частью ежегодной системы внутренней аттестации персонала.

Анализ действующих СОПов для медорганизации

Тщательный анализ и пересмотр действующих СОПов в медицинских организациях РК должны проводиться регулярно, каждые 1–3 года. В течение всего периода их действия ответственными лицами должен осуществляться контроль за их соблюдением.

Узнайте, какие СОПы по неонатологии нужны для родильного отделения>>

В каждом конкретном случае необходимо быть уверенным в том, что используются наиболее современные научные данные, а также в том, что манипуляции выполняются в соответствии с письменными инструкциями и что они по-прежнему имеют практический смысл в конкретных условиях данного стационара.

Кто должен разрабатывать СОПы в медицине 

Разработкой СОПов (СОП расшифровка в медицине читайте выше) для медицинских организаций, а также планированием их и внедрением должна заниматься группа специалистов, включающая:

  • эксперта в области инфекционного контроля,

  • представителя администрации,

  • представителя медперсонала из тех, кому непосредственно предстоит выполнять соответствующую манипуляцию,

  • врача-клинициста (при необходимости).


Создание такой междисциплинарной группы является обязательным моментом в разработке стандартов. Необходимо вовлечь в работу опытных клиницистов, чтобы обеспечить доказательное научное обоснование стандартов.

Когда проверяют наличие СОП в медучреждении 

Наличие СОПов необходимо при:

Источник: электронная система "Actualis Медицина".

Необходимо 

периодически обновлять СОПы

и установите период их обновления (регламенты и СОПы требуется актуализировать не реже одного раза в три года).
logo

Дорогой коллега, узнайте важные изменения с системой
«Actualis: Медицина»

► Основные изменения в законодательстве
для медорганизаций в 2024 году
АКТИВИРОВАТЬ ДОСТУП